Остров каменных денег. Почему Украине пора понять, что финансовый вопрос не главное

Для украинских политиков деньги давно перестали быть средством, превратившись в основную цель

В Украине бастуют обманутые вкладчики банка "Михайловский", требуя возврата своих рискованных инвестиций. В Украине ведутся жаркие споры о том, приемлемо ли повышение зарплаты до 3200 грн. Мы обсуждаем доходы и расходы чиновников, жалуемся на грабительские тарифы, сорвавшиеся с цепи курсы валют, страдаем от безденежья.

Украинская политика напоминает квест, участники которого все время ищут скрытые подсказки, чтобы перераспределить немного (или много) денег в свою пользу

Украина — страна хронической массовой бедности. Так стоит ли удивляться тому, что вся общественно-политическая повестка зациклена на деньгах? Где взять, как потратить и как обеспечить прозрачность обоих этих процессов, кто должен все контролировать, кому пристало иметь больше, а кому меньше? Экспертное сообщество не менее чем простой обыватель увлечено проблемой денег. Переход к более правильному, разумному и публично подконтрольному обращению с государственными финансами видится средоточием процесса реформ.

Что уж говорить о политическом классе? Его представители вообще не могут думать ни о чем, кроме денег. Это и понятно: политики и крупные бизнесмены — одни из немногих людей в Украине, имеющих представление о деньгах. Они их не только видели, но и неоднократно держали в руках. А чтобы быть богатым в бедной стране, нужно уметь концентрировать внимание на главном, и важнее всего в такой ситуации — это деньги и их сохранность.

Поэтому украинская политика напоминает такой квест, участники которого все время ищут скрытые улики и подсказки, чтобы перераспределить немного (или много) денег в свою пользу, и делают это не без удовольствия и азарта.

Все это было бы весело и забавно, если бы не было так страшно.

Жуткая подоплека этого квеста со всей очевидностью открылась в электронных декларациях.

Оказалось, что вся "запекла боротьба" в политике ведется ради права обладания неким набором материальных благ, куда обязательно входят: дорогой автомобиль и/или дорогая яхта, дорогие часы, дорогие произведения искусства, коллекционное вино, дизайнерские вещи, ювелирные украшения, много наличности и квадратных метров жилой элитной жилплощади. Такая себе максимальная потребительская корзина.

Ни за 3200 гривен, ни за $1 млн долларов невозможно купить то, чего нет: условий для безопасной, комфортной, здоровой, осмысленной жизни, для доверия и сотрудничества, для мечты и стремления к большему

Сверх этого нечего больше хотеть. Количество накопленных элитами денег не конвертируется в новое качество, а лишь способствует мультипликации уже сформированных представлений о благосостоянии. Если денег становится больше, нужно просто купить еще 100 часов, 100 бутылок вина, 100 картин, домов и авто.

То, что записано в электронных декларациях, это наша версия фукуямовского "конца истории". Потому что в такой интерпретации деньги перестают быть тем, чем они задуманы были быть — симулякром, заместителем, эквивалентом настоящих ценностей. Они становятся ценностью сами по себе.

Украина в этом смысле похожа на Остров каменных денег. Есть такой остров в Тихом океане, где в товарно-денежном обмене используются гигантские каменные валуны, поэтому сам процесс обращения с деньгами отнимает всю энергию и все внимание жителей острова.

Мы годами катаем и катаем огромные каменные монеты по пространству политических дискуссий и действий. И не можем позаботиться о том, что по-настоящему важно и ценно.

У этой истории довольно горькие плоды. В Украине по-настоящему бедны мы все. И те, кто живет на минимальную зарплату и пенсию. И те, у кого всего много. Потому что ни за 3200 гривен, ни за $1 млн долларов невозможно купить то, чего нет. То, что так и не было создано: условий для безопасной, комфортной, здоровой, осмысленной жизни, для доверия и сотрудничества, для мечты и стремления к большему.

А без этой инфраструктуры счастья, давайте назовем ее так, мы совсем пропадем. И никакие новые лица в политике ничего не изменят. Потому что единственная опция, которая им будет здесь доступна — это купить новый шкаф под коллекцию из ста часов VacheronConstantin.