Дети профессора Келли. Почему девочка в желтом свитере уже идет к вам

Это история о том, как комментарий эксперта по поводу импичмента в Южной Корее стал важнее самого импичмента

Наверное, уже все посмотрели знаменитое видео от ВВС. Для тех, кто еще нет, короткая фабула. Эксперт по Южной Корее профессор Роберт Келли – представительный строго одетый мужчина с серьезным лицом – дает комментарий каналу ВВС по скайп-связи о том, как функционирует южнокорейская демократия. В какой-то момент дверь в его кабинет открывается и туда танцующей походкой заходит маленькая девочка в ярком желтом свитере. Профессор слегка меняется в лице, но у него еще теплится надежда на быстрое урегулирование нештатной ситуации. Неловким жестом он пытается отодвинуть ребенка из кадра. Но, во-первых, это невозможно, а во-вторых, в этот момент в кабинете появляется следующий ребенок – младенец на ходунках. Профессор зажмуривается – бессознательное мимическое движение человека, который хочет проснуться, чтобы кошмар быстрее закончился. Но ситуация только усугубляется. В кабинет на полном ходу влетает женщина. Она стремительно собирает детей в кучку и выталкивает их из кабинета. При этом пытается не попасть в кадр, что, как мы уже отметили выше, совершенно невозможно. Акт пятый, заключительный: женщина вползает в кабинет, все еще тщась остаться незамеченной, и захлопывает дверь.

Всего полторы минуты. Прекрасные актеры. И оглушительный резонанс. О детях профессора Келли, а также его жене, матери и других родственниках, написали все крупнейшие американские и британские издания. Сотни тысяч пользователей соцсетей поделились роликом на своих страницах, включая автора этой колонки.

Всякий взрослый человек, который пытается совмещать полноценную карьеру и счастливую семью, разрываясь между тем и другим, может легко увидеть в профессоре Келли себя. Таков самый распространенный комментарий в англоязычной прессе по поводу случившегося в пятничном эфире BBC.

Однако, сочувствие и солидарность – далеко не единственные чувства, которые возникают у людей при знакомстве с этим сюжетом. Многих людей покоробил тот самый первый жест профессора, которым он пытался убрать дочь из поля своего (и многомиллионной аудитории канала) зрения. По их мнению, единственно правильным поступком было взять ребенка на руки или любым другим способом уделить ей внимание. И только потом продолжать интервью. Еще один острым моментом стали дискуссии о социальном положении женщины, появившейся в кадре. Многие сочли ее азиатские черты достаточным основанием для того, чтобы предположить в ней няньку, хотя это законная жена и мать. Ролик, конечно же, подвергся феминистской критике – точнее не сам ролик, а содержащиеся в нем намеки на распределение семейных ролей.

"Разница между "быть" и "казаться"- трагическая. Человек, который остается самим собой в любых ролевых обстоятельствах, никогда не испытывает подобного давления

В Украине же дискуссия о детях профессора Келли превратилась в то, во что превращается большинство сетевых украинских дискуссий на злобу дня – в моральную панику. Несколько дней журналисты, блогеры, топ-блогеры и топ-журналисты спорят о том, что является бОльшим неуважением к публике: "замусоривать" общественное информационное пространство информацией о собственной частной жизни и жизни своих детей или оскорблять чувства всех на свете родителей, называя их детей "никому не интересным генетическим материалом"?

Дети, случайно просочившиеся в серьезную аналитическую программу далекого нам британского телевидения, задели какой-то оголенный нерв в присущем нам, украинцам, представлениям о правильном и неправильном.

То, что у нас нет единого, спаянного до состояния мраморной плиты у памятника Ленину, мнения "что такое хорошо и что такое плохо" – это нормально. Его нет и в Британии, и в Южной Корее, где сейчас выходят на улицы и сторонники, и противники импичмента президенту.

Ненормальным остается привычный нам способ справляться с конфликтами. Мы не умеем иметь дело с другой точкой зрения, не справляемся с собственным чувством тревоги от того, что кто-то думает иначе.

Между тем, мир все явственнее намекает нам, что этому придется учиться. И учиться быстро.

"Дети профессора Келли" – это не просто комедия положений. Это полноценный триллер о том, каким бременем для современного человека является множественность социальных ролей, которые всем нам приходится выполнять. Быть заботливым отцом и уважаемым экспертом по политическим режимам Юго-Восточной Азии сегодня в сто раз сложнее, чем сто лет назад. Тогда эмоциональные требования к отцам были заметно ниже. Тогда мир не был таким проницаемым для информационных технологий, и можно было без особого труда разделять свою жизнь на герметичные секторы: работа, дом, хобби, семья. Те, кто вменяли профессору Келли демонстративное бездушие к собственному ребенку, требовали от него просто пренебречь ролью эксперта и долгом перед телеаудиторией в пользу роли отца и мужа. Что не является оптимальным решением. Это просто другое решение в ситуации конфликта ролей.

"Невозможно быть одним человеком, выполняя роль члена семьи, и совершенно другим – играя профессионала или официала. Единственный выбор, который нам остается – это быть собой в любых обстоятельствах"

По какой-то изощренной иронии судьбы всемирная известность к профессору Келли застала его комментирующим кризис Южной Кореи, который возник в связи с ролевым конфликтом тамошнего президента. Госпожа Пак Кын Хе поплатилась высокой должностью за то, что ее роль лидера нации оказалась слишком тесно переплетенной с ролью верной подруги. Свидетельства дружеских отношений сомнительного с точки зрения национальных интересов свойства ворвались в карьеру Пак Кын Хе подобно детям из ролика BBC. Теперь эта карьера разрушена.

Карьера профессора Келли скорее под вопросом. Не каждый серьезный канал или издание захочет рисковать, приглашая в свой эфир эксперта с непредсказуемыми "обременениями".

Карьера Натальи Гуменюк, той самой журналистки, которая обогатила украинский сленг мемом "генетический материал" и которая ратовала за жесткое разграничение пространств общественного и приватного в информационном поле, повисла на тоненькой ниточке.

Вот вам совет психолога. В современном мире остается не так много возможностей для жесткого ролевого разграничения, чтобы можно было всерьез на них полагаться. Теперь невозможно быть одним человеком, выполняя роль члена семьи, и совершенно другим – играя профессионала или официала. Единственный выбор, который нам остается – это быть собой в любых обстоятельствах. Интегрировать разнообразные ролевые проявления в как можно более цельную сущность. Осознанно работать над разрешением внутренних конфликтов вместо того, чтобы подбрасывать дров в костер конфликтов с другими людьми. Принимать решения и нести за них ответственность.

В чем прокололась корейский президент, как до этого прокололся не один украинский? В том, что они играли президентские роли, подспудно решая свои семейные и прочие дела. Разница между "быть" и "казаться"- трагическая. Человек, который остается самим собой в любых ролевых обстоятельствах, никогда не испытывает подобного давления. Если он не может быть хорошим отцом без того, чтобы принести интересы нации и государства в жертву своей семье, он просто не будет стремиться в президенты. И наоборот.

Девочка в желтом свитере все равно придет. Ее не удержать.