Правый крен. Почему польский антибандеровский закон и украинские нацдружины стоят друг друга

Из приятных новостей — и польское, и украинское общество весьма критично отнеслось к инициативам своих элит

Иллюстрация: Twitter
Иллюстрация: Twitter
Related video

Принятый в Польше законопроект о тюремных сроках за отрицание преступлений украинских националистов вызвал в нашей стране резонанс едва ли не больший, чем создание "народной дружины" — фактически очередного незаконного вооруженного формирования. Впрочем, если разобраться, оба события стоят друг друга.

Начнем с поляков, которые приняли абсолютно ненужный и неработающий закон. Неработающий — потому что он предусматривает уголовную ответственность лишь за публичное отрицание массовых убийств поляков украинцами во времена Второй мировой (главный из этих трагических эпизодов известен как Волынская резня).

Мало кто из 1,5 млн находящихся в Польше украинских заробитчан имеет доступ к медиа и возможность высказаться во время публичных акций, где чисто теоретически может ляпнуть что-то, подпадающее под уголовную статью. А те, кто имеют, запросто выкрутятся: используемая в законе формулировка "украинские националисты" с юридической точки зрения крайне расплывчата, и обойти ее предельно просто.

Единственный реальный эффект от польского закона — возможность публично выпороть нескольких одиозных личностей наподобие Владимира Вятровича

Если, конечно, они приедут в Польшу. Хотя подобных персонажей проще просто не впускать в свою страну. А для этого не нужно принимать новых законов.

Вероятно, документ принимают с единственной целью — порадовать электорат правящей партии "Право и справедливость". А он особо не задумывается, что настоящему польскому патриоту скорее стоит быть апологетом идеи "Речи Посполитой от моря до моря", воплощенной в т. н. проекте Междуморья, который предполагает тесный и равный союз Польши, Украины, Беларуси и Литвы. И его создание никак невозможно без хороших отношений с соседями, с которыми "Право и справедливость" сейчас отчаянно пытается поругаться.

В сочетании с судебной реформой, в результате которой право назначать судей получат парламентарии (фактически все та же "Право и справедливость"), такое законотворчество вполне может превратить Польшу из одной из наиболее динамично развивающихся стран Европы в изгоя, каким была эта страна при социализме. И предпосылки есть, так как ответом на судебную реформу уже стал запуск процесса санкций со стороны ЕС.

Однако мы сами не лучше. Элиты, создающие "дружины", которые преспокойно заявляются в сессионный зал (пока лишь горадминистрации) и стимулируют депутатов поскорее принять бюджет, начисто перечеркивают остатки иллюзии об Украине как демократической стране с верховенством закона. И сколько бы встреч в Давосе ни проводили наши власть имущие, сколько бы инновационных стратегий ни презентовали, ни один вменяемый инвестор не станет вкладывать деньги в страну, которая ассоциируется с европейским Сомали.

Из приятных новостей — и польское, и украинское общество весьма критично отнеслось к инициативам своих элит. Значит, есть еще шанс вернуть все назад и пойти проверенным путем забвения взаимных обид, выстраивания добрососедских отношений и соблюдения демократических прав и свобод. Пусть этот путь не столь эффектен, как авторитаризм, но в итоге позволяет достичь куда больших благ. Проверено историей.