Зубило Вятровича. Главный декоммунизатор Украины коммунизирует ее еще сильнее

Это легко узнаваемое выражение лиц советских людей на фотографиях

Фото: Ведомости-Украина
Фото: Ведомости-Украина
Related video

Бедная Днепропетровская область, которую сначала назвали во славу Екатерины ІІ Великой, потом переименовывали, чтобы ее забыть навсегда, потом опять во славу императрицы, потом чтобы вообще изгнать дух царизма с этих земель, теперь снова может быть переименована. Вчера в ВР зарегистрирован законопроект, который предусматривает переименование Днепропетровской области в Сичеславскую. Свои подписи под законопроектом поставили 112 народных депутатов.

Глава института национальной памяти Владимир Вятрович ранее активно выступал за переименование области.

А еще когда-то он жаловался на Дмитрия Табачника (министра образования времен президента Януковича), мол, тот с украинской историей "работает ножницами, вырезая из нее целые периоды".

Сам Владимир к истории тоже не без инструмента подходит. Скорее всего, с чем-то вроде зубила, как скульптор. Отсекает все лишнее, пытаясь придать этой глыбе событий некую изящную форму. Получается явно хуже, чем у Микеланджело.

Среди самых известных инициатив директора Института национальной памяти вспоминается новый украинский календарь, откуда предлагается изъять все легкомысленные праздники вроде майских и женских и добавить больше памятных и скорбных дат. Идея праздника в таком контексте приобретает совершенно противоположный смысл: серый день календаря.

И от этого, конечно, веет нашим общим безрадостным коммунистическим прошлым. Такая манера требовать от сограждан проявлений коллективной скорби и радости по разнарядке сверху — глубоко советская. Есть прекрасная метафора про хорошего и плохого директора завода. Один из них кроит вверенное ему пространство по своему вкусу, даже если и безупречному. Где дорожки проложил, там людям и ходить. Другой же кладет асфальт поверх "народных троп". Раз людям так удобно, пусть. Какой из директоров хороший, трудно сказать. Зато легко сказать, кто из них советский.

Смесь недоверия, страха и презрения к людям, делящим с тобой одну судьбу, — разве есть что-то более совковое? Это как легко узнаваемое выражение лиц советских людей на фотографиях.

Видимо, есть у рожденных в СССР и специфическое выражение души

Директор Института национальной памяти, истово преданный декоммунизации Украины, коммунизирует ее еще сильнее. Ведь именно для коммунистов власть — это прежде всего право насаждать собственный символический порядок, разрушая чуждые системы знаков и символов. Право присваивать имена явлениям, объектам и людям. И отбирать имена. Конечно, это отдельная привилегия. Владимир Вятрович знает точное количество подлежащих декоммунизации объектов, он вообще очень скрупулезен в бухгалтерии переименования улиц и демонтажа памятников. Кстати, недавно он заявил, что "Верховная Рада", которая решила переименовать Днепропетровскую область — советское название, его тоже надо декоммунизировать.

И культуру с литературой тоже надо, потому что все эти булгаковы и высоцкие — щупальца русского мира, которые не дают украинской душе вырваться на свободу. Тлетворное влияние востока, да. Удивительно, но эти аналогии для Вятровича действительно слепое пятно.

Справедливости ради нужно сказать, что у Владимира Вятровича есть собственная авторская позиция не только в отношении того, чем Украина быть не должна, но и в отношении того, чем ей нужно стать.

Идеальная Украина Вятровича — это наследница традиций казачества и "антитоталитарных рейдов УПА в страны Центрально-Восточной Европы". И в этой конструкции, которая выходит из-под зубила энергичного историка, не многим украинцам удается узнать свою родину.

В этом и проблема.

С историей везде сложно. Прошлое любой страны мира таково, что его трудно вместить в один учебник без того, чтобы тут немного подрезать, тут чуть-чуть пришить, а тут и пройтись зубилом. Только тогда это можно показывать детям. Если, конечно, в этом цель.

Потому что эксперименты с национальной памятью, которые продолжаются в Украине давно и не только с легкой руки Вятровича, кажется, не имеют никакого отношения к детям и вообще к будущему.