Время волчка. Почему центробежная сила уже начала разрывать мир на куски

Главная проблема нынешних экономических реалий — их квазистабильность

Фото: Novate.RU
Фото: Novate.RU

Последние 100 лет, с момента завершения Первой мировой войны, кумиром цивилизованного человечества стал быстрый экономический рост, который невозможен без постоянного стимулирования потребления.

Тратить большую часть дохода на получение позитивных эмоций — незыблемая норма для многих из нас. Еще в 1950-х годах немецкая семья из среднего класса мечтала о том, чтобы купить автомобиль и стиральную машину, которые бы избавили их от повседневных забот и дали возможность выбраться из города на уик-энд. Сейчас вряд ли кто-то из немцев мечтает о покупке просто качественного авто. Важно, чтобы техника подчеркивала статус и имидж своих владельцев.

Для поколения миллениалов, да и части людей среднего возраста предпочтительной формой экономической активности стала проектная работа, при которой за короткое время можно заработать много денег. Пусть они достались ценой физического и эмоционального истощения, но их потом можно с легкостью потратить на получение приятных эмоций. Чтобы, отдохнув, снова впрячься в ярмо.

Главная проблема нынешних экономических реалий — их квазистабильность. Чтобы экономика не упала, ее нужно разгонять все сильнее, наращивая объемы производства и, соответственно, потребления.

Центробежная сила уже начала разрывать мир на куски. В этом проще всего убедиться, выглянув в окно и полюбовавшись на весенние сугробы. Непредсказуемость погоды, вызванная глобальным потеплением, не единственное последствие безудержного потребления. Сюда же стоит отнести нелегальную миграцию и рост религиозного экстремизма в бедных странах, вызванный вопиющим неравенством в уровне жизни с развитыми странами.

Многие понимают, что жить в непрестанно ускоряемом мире нельзя

Основатель IKEA Ингвар Кампрад, самый богатый человек Швеции, демонстративно приносил на собрания топов еду из фастфудов и ходил в поношенной одежде. Марк Цукерберг не менее демонстративно выставляет фото с женой, на которых чета миллиардеров одета в футболки и шлепанцы.

Все больше компаний соглашается снизить рентабельность ради стабильного развития — отказа от быстрого заработка в пользу долгосрочных перспектив. В эту концепцию входит и экономия ресурсов, и гарантии долгосрочного трудоустройства сотрудников в обмен на более низкие зарплаты, затраты на социальные проекты и многое другое.

В Украине такая позиция близка не многим. Но из-за политизированности и непрозрачности отечественной экономики для нас стремление к безудержному росту ради роста еще губительнее, чем для развитых стран. В Украине заработанные в период роста средства достаются лишь небольшой группе приближенных к власти людей, а когда наступает рецессия, страна опускается на все более низкий уровень. И без осознания украинцами необходимости работать на будущее, а не на краткосрочную перспективу, это падение не остановить.