Езжайте в Гаагу. Как затянуть судебную петлю на шее России

Сколько бы Путин ни выигрывал выборы и ни размахивал кулаками «русского мира», он с треском проигрывает на международном судебном фронте

Фото:Pikabu
Фото:Pikabu
Related video

Третейский суд в Гааге 2 мая принял важное для Украины решение: Россия должна возместить ряду украинских компаний убытки за аннексию Крыма. Речь идет о $159 млн.

Москву признали ответственной за нарушение прав украинских инвесторов начиная с 21 марта 2014 года, когда Путин подписал указ об аннексии Крыма. По сути, это можно трактовать как признание на уровне влиятельной международной институции захвата иностранным государством части нашей территории.

Возникает логичный вопрос — что дальше? Как заставить страну, которая игнорирует все международные правила и нормы, выполнить решение Гааги и, что самое важное — каковы перспективы других судебных процессов Украины против РФ?

Учитывая современные геополитические реалии, я бы придерживался сдержанного оптимизма. Во-первых, решение арбитража еще не опубликовано. Оно является конфиденциальным, так что комментировать его содержание рано. Во-вторых, Россия всячески демонстрирует свое наплевательское отношение к судебному процессу. В частности, не представила никаких объяснений суду и отказалась выдвигать своего полномочного представителя, применив любимую "ихтамнетовскую" практику.

Но на воре и шапка горит. В то время как в Кремле вооружаются еще одним пропагандистским лозунгом — "мы никому ничего не должны", отечественный бизнес в лице пострадавших от действий агрессора компаний на практике доказывает эффективность точечных инструментов, способных нанести болезненный удар по экономике и имиджу РФ.

Замечу, что Гаагский арбитраж рассматривает еще ряд подобных исков от компаний, связанных с бывшими акционерами ПриватБанка. В частности, от "Укрнафты" и ООО "Стабил", потерявших в Крыму нефтяной бизнес, от экс-председателя правления ПриватБанка Александра Дубилета и 18 компаний, потерявших активы в сфере недвижимости. Все эти дела также находятся на этапе слушаний о юрисдикции. Решение по этим делам будет, скорее всего, в пользу украинских компаний.

Без сомнения, для Украины победа в Гааге открывает поле для маневров. Россия может не выполнять решение суда, но она не в силах изменить правопорядки в развитых демократиях. В частности, вряд ли суды стран — членов ЕС пойдут против сложившейся международной арбитражной практики и откажутся налагать, например, арест на имущество российских государственных предприятий, которого немало в европейских странах. Ведь Конвенция о выполнении решений иностранных судов, одной из сторон которой является Россия, предусматривает взыскание государственной собственности фактически в любой точке мира.

Поэтому будем ждать многочисленных исков от имени наших компаний в национальные суды ЕС и за его пределами.

Теперь украинские предприятия могут на основании решения арбитража в судебном порядке в конкретной стране требовать ареста того или иного государственного имущества РФ

Конечно, отобрать здание посольства РФ никто не сможет, а вот активы государственных компаний или их имущество — вполне возможно.

Здесь нашим предприятиям нужна надежная поддержка правительства Украины, в частности на уровне дипломатии и лоббирования законных прав отечественного бизнеса на компенсацию за счет ареста иностранного имущества РФ.

Победа украинских компаний в Гааге — это важный сигнал о том, что международное сообщество в лице одной из наиболее авторитетных международных судебных инстанций предоставила адекватную оценку действиям РФ по аннексии Крыма. И если в политике России удается свести все к торгам и компромиссам, то от юридической ответственности Путина и его правительство ничто не спасет.

Решения таких коммерческих судов в международной судебной практике подтверждают, что предприятия понесли убытки именно в связи с незаконным захватом территории суверенного государства. Такая позиция международного арбитража может быть дополнительным доказательством для Международного уголовного суда, перед которым за агрессию и военные преступления придется отвечать преступникам из РФ во главе с высшим руководством.

Украинское государство также должно инициировать иски о компенсации за потерянные из-за аннексии объекты. В Крыму таких осталось немало — порты, заводы, научно-исследовательские учреждения и тому подобное. Но это работа на годы, поскольку без признания юрисдикции международного суда обеими сторонами процесса механизм международного правосудия эффективно работать не может.

Но надеяться, что вместо нас всю черную работу выполнят любезные европейцы, не стоит. Только от наших активных действий зависит успех в привлечении агрессора к ответственности. Поэтому Украина должна действовать эффективнее, гибко в первую очередь на дипломатическом уровне для формирования таких геополитических условий, которые больше всего будут способствовать реализации интересов нашего государства, наших граждан и бизнеса.

Уполномоченным представителям Киева целесообразно было бы в буквальном смысле слова поселиться в Гааге, Стокгольме или Страсбурге и на всех возможных уровнях продвигать интересы украинских граждан. Только так реально достичь прогресса. И только в комплексе все эти действия, какими бы противоречивыми и рискованными они ни были, могут потуже затянуть петлю на шее Кремля и вернуть нам наших людей, нашу землю и наше море.