Политическая антисептика. Почему зеленка стала универсальным средством лечения болезней общества

Зеленка пришлась по сердцу и русским шовинистам, и украинским ультранационалистам, и не разбирающим средств в борьбе с оппозицией

Фото: ТСН
Фото: ТСН
Related video

В России панически боялись, что "зараза" украинской революции перекинется на них. Однако самой успешной статьей политического экспорта из Украины оказалась "политическая антисептика" — практика обливания оппонентов зеленкой.

Недавно в Киевсовете раствором плеснули в лицо Сергею Гусовскому. Его обидчики идентифицированы то ли как представители отдела военизированной охраны Нацполиции "Безопасность жизни", то ли как участники парамилитарной структуры "Национальный корпус".

Похожий эпизод случился этим летом во время акции протеста против решения САП закрыть дело против сына министра внутренних дел Арсена Авакова. Инициатор акции Виталий Шабунин, облитый зеленкой, вступил тогда в открытую конфронтацию с Ильей Кивой — бывшим замом Авакова и, по информации журналистов программы "Схемы", создателем подразделения "Безопасность жизни". То есть прослеживается некий поведенческий паттерн. Или, как мог бы сказать выпускник юридической академии Илья Кива, — modusoperandi.

Нападения на активистов, которые и сами готовы отчаянно атаковать представителей власти за их плохо скрываемые намерения спустить борьбу с коррупцией на тормозах и любой ценой сохранить лелеемый любыми властями принцип "своим — все, чужим — закон", пожалуй, самое драматичное, но не единственное проявление "зеленочного акционизма".

Жертвами обливаний становились и представители власти (правда, местной), и сторонники идей "русского мира", и фигуранты громких судебных дел. В 2013 году досталось нынешнему министру внутренних дел Арсену Авакову и нынешнему генеральному прокурору Юрию Луценко. А давнего соратника Юлии Тимошенко Сергея Власенко атаковали с помощью зеленки, наверное, раз пять.

Раствор бриллиантового зеленого, используемый в политических целях, мелькает в новостных лентах по нескольку раз в год. Если мне не изменяет память, все началось в далеком 2008-м с атаки на представителя российской вечно оппозиционной партии "Яблоко". Но черты подлинного "низового террора" обливание зеленкой приобрело именно на нашей земле.

Когда в прошлом году в России зеленкой плеснули в Алексея Навального, оказалось, что это дело рук представителей движения SERB (Юго-восточного радикального блока) — пророссийской группировки из Харькова. До того как переместиться в Россию, эти ребята активно применяли раствор зеленки в украинских политических битвах. Например, для того, чтобы унизить своих поверженных при штурме Харьковской облгосадминистрации противников из "Правого сектора".

Теперь SERB метит зеленкой оппонентов Кремля в России, а "Правый сектор" пару лет назад проделывал те же самые штуки с сочувствующими кремлевской политике в Украине. Будучи антисептиком, зеленка оказалась на удивление заразным средством политической борьбы.

Широко известно, что как медицинское средство зеленка используется только в бывшем СССР. Даже разойдясь по разным странам и враждующим сторонам, мы так и остались "мечеными" общим прошлым, печать которого отмыть с наших душ еще труднее, чем зеленку с кожи.

Говорят, зеленкой в советских уголовных кругах называли расстрел, якобы из-за практики писать на лбу казненных людей казенный учетный номер раствором бриллиантового зеленого.

Сегодня у политической зеленки иной смысл, но тоже вполне жуткий. Ей действительно удобно метить оппонентов, самым явственным образом маркируя "чужих", дабы надежно отделить их от своих.

В Украине зеленка часто выполняет функцию, похожую на пуританскую алую букву

Склонность к прелюбодеянию или предательству Родины ведь не никак не проявляются в человеческом облике. Ходит себе человек по улицам, а никто и не догадывается о его симпатиях к сепаратистским идеям, например. Для политически активных граждан определенного склада такая ситуация кажется совершенно невыносимой и требующей немедленного вмешательства.

Кроме того, зеленка является удачной метафорой "несмываемого позора". В украинской политике, максимально терпимой к любым преступлениям влиятельных людей, способных обо всем между собой договориться, иногда не остается другого метода проявить моральную или даже правовую нечистоплотность того или иного "деятеля" кроме зеленки. Вполне закономерно в пару к ней в таких акциях часто идут фекалии. И то и другое капитально пачкает жертву. Да и зрелище обеспечивает яркое.

Удивительным образом бриллиантовый зеленый одновременно является и средством борьбы с политическими инфекциями вроде неправильных взглядов или предательства, и методом максимального политического загрязнения оппонента. Возможно, поэтому зеленка пришлась по сердцу и русским шовинистам, и украинским ультранационалистам, и не разбирающим средств в борьбе с оппозицией представителям власти обеих стран.

И именно поэтому в атаках с помощью зеленки "мечеными" оказываются не те, кто мелькает в кадрах телехроники с перемазанным лицом, а те, кто верит, что зеленка является универсальным средством лечения социальных болезней в ХХІ веке.