Ангельское нетерпение. Кто придет на смену Драконовой канцлерин Германии

Немецкое общество нуждается в свежем политике, скорее всего — мужчине, публичном и слегка "нестандартном" в своих действиях, похожем на Себастиана Курца или Эмануэля Макрона

Фото: News18.com
Фото: News18.com

Сегодня канцлер Германии Ангела Меркель прибыла в Киев. Символически ее визит совпал с днем рождения Европейского союза, который отмечают 1 ноября.

Не исключено, что это последний визит фрау Меркель в столицу Украины в качестве канцлера (а точнее — канцлерин) ФРГ. Ведь всего несколько дней назад она заявила, что уходит уходит с поста главы партии ХДС, но при этом она собирается оставаться на посту главы правительства до 2021 года.

Нельзя сказать, что подобное заявление сильно шокировало немецкое общество. Напротив, в сознании немцев давно зреет идея замены главного политического лидера правящей партии кем-то другим. Хотя "драконовую канцлерин", как окрестила Ангелу Меркель дойч-пресса, они глубоко почитают.

И дело даже не в ее авторитете, признании обществом, непоколебимости, дальновидности. Все куда серьезнее. Меркель для граждан ФРГ — это тот удачный вариант специфической немецкой демократии, когда был найден не просто "крепкий хозяйственник", а настоящий смелый политик, которого уважают во всем мире. По крайней мере, уровень мирового доверия к Меркель является очень высоким.

Она отметила, что ее решение об уходе должно помочь правительству сфокусироваться на стоящих впереди целях, а партии — идти к успеху. А прошедшие в Баварии и Гессене выборы (после которых она и приняла решение) должны стать поворотным моментом для правящей коалиции.

Почему же пришел конец политической карьере "драконовой канцлерин"?

Главная причина, безусловно, — это политический кризис поиска курса ФРГ, который возник вместе с неразрешенным и дискуссионным миграционным вопросом, а также определенными "локальными особенностями" экономически успешных земель Германии. Для украинского обывателя такой расклад был бы странным: ведь экономика успешна, дороги прекрасны, уровень жизни еще лучше. Что же не так?! Но немецкое общество нуждается еще и в новых политических смыслах.

Меркель уже не справлялась с таким вызовом. Ее выбрали, но от нее уже появилась усталость в обществе. И это подтвердилось на парламентских выборах 2017 года, где стрелка политического компаса Бундестага забегала в разных направлениях в поиске коалиций с разноцветными, словно радуга, политсилами. В результате, в обществе появился новый посыл: "Меркель — стара, требуем перемен". И эти перемены, по мнению избирателей, могут прийти только с новым лидером. От политика, который возглавляет некогда самую крепкую партию с 2000 года, а страну — с 2005-го, слегка подустали.

Что ж, Федеративную Республику Германию ждут перемены. Они связаны с поиском нового лидера ХДС, который, как правило, и становится канцлером. А нужен тот, кто сможет перекрыть достижения Ангелы.

Есть ли такие кандидаты?

Аннегрет Крамп-Карренбауэр? Да, ее курс похож на меркелевский, и именно Аннегрет, занимающая пост генерального секретаря ХДС, является "политической дочкой" Ангелы. В кулуарах немецкого политикума поговаривают, что Меркель доверяет ей, как никому другому. Возможно, среднестатистическому немцу, который хоть и устал от многолетней канцлерин, но не любит резких перемен, такой вариант нового лидера пришелся бы по душе.

Тем не менее, такая замена представляется мне крайне маловероятной. Аннегрет Крамп-Карренбауэр хоть и похожа на свою начальницу (даже внешне), но она — не Меркель!

Можем сразу исключить из списка претендентов на роль лидера государства главу фракции ХДС в Бундестаге Фридриха Мерца. Ему 63 года, а страна взяла "курс на омоложение". Хорошо, отдадим должное его опыту и согласимся, что малый шанс на победу он все же имеет — ведь в современной политике, иногда случаются сюрпризы. Но сама Ангела Меркель скорее всего будет против его назначения. Немецкая пресса неоднократно с иронией замечала, что "Мерц — не из "семьи" Меркель". У них нет взаимной личной симпатии друг к другу.

Почти сразу после заявления Меркель ее однопартиец Йенс Шпан заявил, что выдвинет свою кандидатуру на пост главы ХДС. Он выступает за более консервативный курс христианских демократов, а ведь поворот в консерватизм ХДС давно назрел. К слову, Шпан — открытый гей, и, по сообщениям некоторых таблоидов, он поддерживает довольно близкие отношения с Ричардом Гренелом — нынешним послом США в Германии. А кто поспорит, что укрепление германо-американских отношений не в интересах немцев? Он называет себя "буркофобом" и выступает за запрет ношения мусульманской одежды для женщин, закрывающей лицо. Шпан не боится острых высказываний по поводу самых разнообразных вопросов, порой скандальных, чем вызывает бури как восторга, так и негодования в соцсетях: "После смерти все жители Германии должны считаться потенциальными донорами органов" или "Нужно не жаловаться на нехватку медперсонала в больницах и домах престарелых, а просто санитары должны больше работать". Вполне вероятно, что молодому Шпану удастся отбить голоса избирателей у право-популистской "Альтернативы для Германии" и найти новый курс для немецкой машины.

Немецкое общество нуждается в свежем политике, скорее всего — мужчине, публичном и слегка "нестандартном" в своих действиях, чем-то похожем на австрийского канцлера Себастиана Курца либо французского президента Эмануэля Макрона.

Как бы там ни было, все решит внутреннее партийное противостояние, с настоящими программами, дебатами, поддержкой или отклонением той или другой линии. И это будет не игра в стиле "Нового экономического курса" Юлии Владимировны

Немецкая политическая дискуссия — настоящий государственный штурм мысли, доводов, примеров, рисков

Уход Ангелы Меркель звучит как сигнал другим европейским странам — ищите своего лидера с такими же качествами. Но при этом защищайтесь от евроскептицизма, который неизвестно куда всех приведет. И пока "экономическое сердце Европы" бьется в Германии, с политическими поисками этой страны необходимо считаться.

Сама же Ангела Меркель свою роль в европейской истории отыграла. Приходит время других.

Vielen Dank an Bundeskanzlerin Angela Merkel.