Павел Адамович. Повесть о ненастоящем человеке

Какой урок должна вынести Украина из убийства мэра Гданьска

Фото: КП – Калининград
Фото: КП – Калининград

"Он ненастоящий поляк" — с такими словами мэра Гданьска Павла Адамовича ударили ножом в сердце. Сделал это бывший зэк, отсидевший пять лет за грабеж и вышедший на днях из тюрьмы.

Вина Адамовича, по мнению убийцы, заключалась в том, что мэр был членом партии "Гражданская платформа", которая во время заключения убийцы Адамовича, как раз находилась у власти. То есть вины как таковой нет, но человек неправильный, "ненастоящий" и на нем можно выместить злость без душевных смятений.

Убийство политика, тем более публичное — вопиющий случай. Но если копнуть глубже, то готовность избавиться от "ненастоящих" людей куда более распространенное явление. Через стадию личностного развития, когда окружающие кажутся бездушными куклами, лишь притворяющимися людьми, а единственный "настоящий" человек в мире только ты сам, прошли многие из нас.

Это нормальный эпизод для периода юношеского максимализма. Потом попускает. У кого-то раньше, у кого-то позже, но появляется понимание того, что несовпадающие идеалы и жизненные цели еще не означают отсутствия души. К счастью, людей с полным отсутствием эмпатии, способных хладнокровно убить человека, единицы.

Но в ситуации нестабильности, непонимания происходящего в человеке проявляются самые неприятные черты характера, в обычное время глубоко спрятанные под социальной маской. В том числе и восприятие мира, как будто населенного "ненастоящими" людьми. Самый страшный пример — веймаровская Германия, в которой послевоенная нищета породила фашизм. Или Югославия начала 1990-х, где дезориентированные стремительно меняющимся миром люди устроили бессмысленную резню. Хотя еще годом ранее серб, хорват и босниец вместе могли спокойно выпивать в баре. От подобной заразы не застрахован никто.

Это видно по примеру той же Польши. На заре обретения независимости поляки были монолитным народом с едиными стремлениями к вступлению в ЕС и экономическому процветанию. Но многолетняя борьба между крупнейшими партиями — правой "Правом и справедливостью" и левой "Гражданской платформой" — привела к радикализации общества.

В сегодняшней Польше спор о политике вполне может перерасти в драку, по крайней мере у малообразованных слоев населения

Это не способствует нахождению консенсуса по важным для общества в целом вопросам.

Сейчас Украина в преддверии длительной избирательной гонки, когда каждый из политических конкурентов будет всеми силами убеждать избирателей в своей правоте. Более того, в этих выборах участвует много популистов, политическая логика которых как раз и заключается в провоцировании межличностных конфликтов: "кто не с нами, тот зомби".

Все это неизбежно приведет к поляризации общества. Мы это уже видим хотя бы на примере обострившейся борьбы за храмы после создания Православной церкви Украины. Пока трудно прогнозировать, насколько масштабным окажется бедствие и будет ли предвыборная борьба разделять супружеские спальни. Но то, что конфликтов не избежать, это точно. Хочется лишь надеяться, что здравый смысл победит и в ближайшие девять месяцев украинцы все же останутся настоящими людьми.