Мы все — ФЛП. Украинцы хотят понимать, сколько должны заплатить государству и что получат за эти деньги
Власть за пять лет так и не смогла создать понятные для предпринимателей правила игры
Я не помню, когда последний раз платил ресторану за еду. Не помню, когда последний раз покупал бытовую технику в крупном магазине.
Точнее, и то и другое я делаю регулярно, но моим контрагентом выступает не юрлицо, у которого я по факту приобретаю товар или услугу, а некие физлица-предприниматели. Этих предпринимателей, разумеется, я в глаза не видел и никаких товаров и услуг у них не приобретал.
Использование ФЛП для оптимизации налоговых платежей — схема, повсеместно распространенная в нашей стране. Точно так же, как и зарплаты "в конвертах". В этом плане с чиновниками Минсоцполитики, которые требуют штрафовать предприятия за работу с фиктивными ФЛП, не поспоришь.
Более того, во многих случаях использование ФЛП — проявление социальной несправедливости. Почему получающий несколько тысяч долларов программист отдает государству меньшую часть дохода, чем учитель его детей или их врач, которые получают несколько тысяч гривен? Такого больше нигде в мире нет. Либо все платят одинаковые налоги, либо богатые платят больше бедных.
Но значительная часть украинцев в противостоянии бизнеса и Минсоцполитики — на стороне бизнеса. Парадокс? Отнюдь. В Украине сложился негласный социальный консенсус относительно порядка распределения принадлежащих государству естественных благ. Некое подобие всеобщих рентных платежей с добычи нефти и газа, как в богатых арабских странах. Либо всеобщего безусловного дохода, о введении которого сейчас думают скандинавы, только в беспредельно уродливой форме.
Консенсус очень простой. Ключевые олигархи получают для своих активов дотации и преференции. Созданные олигархами политические элиты контролируют госзакупки, поставляя через аффилированные компании бюджетным учреждениям продукцию по завышенным ценам. Все остальные особо не возмущаются происходящим в верхах дерибаном и за это тоже имеют свою долю пирога.
Крупный бизнес получает возможность оптимизировать налоги, гоняя средства через десятки офшорных фирм. Бизнес помельче беспрепятственно занимается обналом и оптимизацией налоговой базы через ФЛП. Реальные частные предприниматели практически не платят налогов. А учителя и пенсионеры приобретают энергоносители по ценам ниже рыночных.
Сейчас государство пытается этот уродливый консенсус поменять
Но изменения касаются преимущественно низов. К этому стоит добавить бессистемность изменений и то, что власть за пять лет так и не смогла создать понятные для предпринимателей правила игры.
Именно создания таких правил сейчас ждут все — и международные компании, и небольшие IT-фирмы, и ФЛП. Все мы хотим понимать, сколько должны заплатить государству и что получим за эти деньги. А еще хотим стабильности — чтобы правила игры не менялись в процессе. Другими словами, чтобы все было как в Европе, куда мы стремимся семимильными шагами. В такой стране бизнес честно будет платить налоги.