Клан "Готти" в Киеве. Почему США решили бороться с украинским олигархами

Мы всегда видим парадный вход в политическую систему: ковровая дорожка, почетный караул, гадаем "закроются или нет, двери", строим месмерические догадки относительно упавшего "удостоверения". А как на самом деле сейчас себя чувствует так называемая "элита"?

Примерно так же, как и система мафиозных кланов в США, в 80-е годы прошлого века. Только масштаб задач несколько иной. У мафиозного клана была простая схема выживания: внутривидовая борьба, которая заключалась в том, что все противоречивые "фракции", входящие в общий клан, включая "правящую коалицию" и "оппозицию", могли вполне спокойно объединиться для борьбы со старым боссом, который "много брал" и "стал очень жадным", обделяя младших компаньонов. Только если мафия решала эти проблемы старым проверенным способом, то в масштабах государственной надстройки приходилось задействовать базис в лице электората.

Механизмы здесь могли быть совершенно разные, от подогревания уличных протестных настроений до "электорального майдана", когда "главой" избирали условного "сына", которого до этого тщательно берегли и пеленали в белые одежды политической "чистоты". Клан, равно как и коррумпированные элиты очень не любит тотальную концентрацию власти, хотя здесь и присутствует очевидный логический парадокс. И токсичные политические элиты, и мафиозные кланы не могут жить без единоначалия, иначе сформированные ими закрытые институты управления "территорией" станут постепенно насыщаться инклюзивными элементами в виде независимых от них общественных групп. Именно поэтому, жизненный цикл мафиозного клана так похож с политическим циклом, наблюдаемым в Украине: объединение против очередного узурпатора всех внутренних векторов силы, даже непримиримых врагов. Затем – "победа". Дальше, концентрация власти и блокирование любых попыток размыть коррупционный каркас управления. Затем, очередная узурпация и объединение против нового "узурпатора". Все, рецикл. В Украине, этот маятник функционирует в виде движения от парламентской республики по форме к президентской системе правления по сути.

Ключевое условие жизнеспособности данной системы – тотальная круговая порука, омерта. Все замазаны и любая дача показаний, обернется против самого "свидетеля". Пребывания во власти рассматривается чуть ли не на экзистенциональном уровне существования как такового. За пределами этого круга – нищета и забвение. Именно поэтому, выпавшие из гнезда птенцы так хотят вернуться обратно и еще пару лет поработать "кукушатами". Все участники этой системы имеют разрыв между официальными доходами и уровнем жизни, а значит все они крепко посажены "на кукан".

У мафиозных кланов, равно как и у коррупционных элит есть одна опасная для них иллюзия: любые обвинения "не прилипают к ним", даже если обвинения оказываются в суде. Главное договориться с судьями, а в случае с политическими элитами в Украине – с внешними кураторами. А для этого, важно доказать им свою нужность, например убедив запад, что местные банальные коррупционеры – лишь посланные цивилизованным миром "дозорные не стене" и если не они, то кто же защитит ту же Европу от "иных" и "одичалых".

Но у каждого клана есть своя точка невозврата. У мафиозных кланов Нью-Йорка такой точкой стали 90-е годы. А "нажал" на эту болевую точку – будущий мэр города и до этого, федеральный прокурор Рудольф Джулиани.

Сейчас его фигура возникла на горизонте и у нынешних украинских "политических элит", сросшихся с финансово-промышленными группами, которые в понимании бывшего работника американского минюста такие же мафиозные кланы, как например известный клан Готти, разгромленный в США благодаря тесному сотрудничеству американцев с новыми итальянскими правоохранительными институтами, сформированными на принципах инклюзивности, когда в антикоррупционные органы стали набирать не коррупционеров, а борцов с оными.

Наша нынешняя власть, могла не только заручиться поддержкой большей части населения, но и сформировать мощный пул международной поддержки Украины, при чем не только в контексте антироссийских санкций, но и в части открытия новых инвестиционных и кредитных каналов, способных сдвинуть с мертвой точки структурные реформы украинской экономики. Для этого, достаточно было не делать несколько одиозных кадровых назначений и не активировать тему Приватбанка. Но назначили и активировали. Ответ не заставил себя долго ждать.

В канцлерский суд штата Делавэр подан иск против бывших собственников банка, в котором озвучивается общая сумма денежных средств, прошедших через кипрский филиал Привата: 470 млрд. дол. Речь идет скорее всего о брутто-показателе "прачечной", когда финансовые потоки двигались по принципу "кольца": одни суммы выводились из страны под видом кредитов, другие заводились обратно в виде тех же кредитов и/или инвестиций. Схема функционировала с помощью перекрестного кредитования группы компаний, формально не связанных между собой.

Как явствует из материалов дела, озвученных ведущим аналитическим центром США Atlantic Council, происходило примерно следующее: одна компания получала кредит и оплачивала некие контракты в пользу своего контрагента, который ранее также брал кредит и теперь погашал его за счет полученных средств. В таком случае, по кредиту баланса компании, участвовавшей в схеме, за период могло, например, пройти 25 млрд, а по дебету 23 млрд. дол.

Нетто-показатель вывода средств скорее всего составит значительно меньше, чем 470 млрд. Это даже не десятки, а "всего лишь" миллиарды долларов. Но теперь все эти факты необходимо доказать в американском суде. Более того, доказать, что данные операции нарушили закон. Исходя из проведенных детективным агентством Kroll расследований, применялась скорее всего пирамидальная "схема Понци", названная так в честь Чарльза Понци, который построил одну из первых в мире финансовых пирамид, обосновывая ее эффективность разницей в цене на почтовые купоны в США и Европе. Международные детективы были удивлены простым уровнем "схематехники", который рассчитан больше на политическую неуязвленность, чем на качественную "упаковку". Справедливости ради, отметим, что еще никому не удалось, не смотря на простоту, доказать незаконность схемы в суде. Пока это лишь "схематехника", характерная для "местных деловых практик".

Скорее всего, фемида в США не будет заниматься гигантоманией, как это делали наши истцы от имени государства в Высоком Суде Лондоне. Для вынесения вердикта вполне достаточно доказать незаконность одной-двух транзакций, классифицированных как вывод и отмывание средств на сумму 100-200 млн. дол. Как показывает опыта Павла Лазоренко – это более чем. Если такой факт будет доказан, то на основании судебного решения можно будет арестовывать активы ответчиков и даже выдавать ордер на арест.

Куратором этого процесса, возможно и выступит Рудольф Джулиани - не только правая рука Трампа, но и столп республиканской партии. Вначале Джулиани отменил анонсированную встречу с Зеленским, затем обрушил критику на ключевые кадровые назначения новой администрации. В финале ультиматума он выдвинул требование завершить расследование в отношении вывода средств из Привата, а также начать новое расследование по факту угроз в адрес двух физических лиц, которые важны для США как потенциальные свидетели. В общем вырисовывается идеальная судебная схема для американского правосудия: есть предполагаемые факты отмывания денег, которые нужно доказать в суде и есть "физические лица", которым якобы угрожали, что придает всему делу очень негативный в плане судебных перспектив окрас. Теперь у американцев может возникнуть возможность арестовывать активы фигурантов, прежде всего в США, где зафиксированы покупки недвижимости и компаний ферросплавного бизнеса.

Почерк Джулиани – это применение в ходе судебных слушаний стандартов "анти" RICO или Racketeer Influenced and Corrupt Organizations. К ним в США относят организации, причастные к рэкету и коррупции. За одно и то же деяние, совершенное индивидуально или в группе RICO, наказание существенно отличается: за правонарушение в "группе", ответственность намного жестче. Теперь мощь законодательного акта "анти" RICO на более чем пятистах страницах будет задействована и в деле Привата.

Слушания пройдут в штате Делавэр, который многие наши олигархи использовали в качестве "тихой гавани" для начала инвестиций в США. Местные законы отменили требования к минимальному капиталу, разрешили регистрировать компании с одним учредителем нерезидентом и даже без директора (функции управления в таком случае возлагаются на самого учредителя). Сейчас в Дэлавере зарегистрировано более 60% компаний из списка Fortune 500 и большая часть вновь созданных фирм, выходящих на рынок IPO. В штате больше компаний, чем жителей, но главное его отличие – канцлерский суд (Court of Chancery), который пришел в США из средневековой Англии и базируется на "праве справедливости", которое возникло в Великобритании как реакция на косность и многозначность устаревших судебных норм.

Это значит, что юридические уловки и тонкости адвокатских трактовок и нюансов законодательства, коллизии украинского и международного права, здесь уже не будут играть той роли, что в формализованном Высоком Суде Лондона. Судить будут "по справедливости", то есть так, как эту эфемерную категорию понимают потомки "квакеров".