Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

Китч против трэша. Любовь к искусству неизменно остается делом вкуса

Искусство, современное или нет, было и остаётся делом вкуса. И в это определение включено всё — от восхищения или отвращения до цены, которая зачастую для многих загадка
000

Я давно собираю подслушанные диалоги. Люди говорят о самых разнообразных вещах. В том числе о высоком, которое может быть и низким. Одним словом, как-то мне довелось подслушать разговор об искусстве в одном из столичных кафе. Беседовали двое стильно одетых парней:

— Короче, пошёл я в «ПинчукАрт-Центр». И вспомнился мне учитель рисования. Ты его помнишь, он же и у вас вёл?
— Такой помятый Пьеро с вечно смятым жабо-платком в кармане пиджака?
— Он! Травил меня, как ребёнка. Грибочек у меня — не как грибочек. Цветочек у меня — ему не цветочек. Мама у меня — ему не мама. Тут он реально прав, она мне мама, а не ему.
— А меня за красный цвет ругал постоянно. Говорил, что он у меня выходит не как цвет революции, а как цвет пожарища. Достал.
— Во-о-от. Поэтому в следующем году на День учителя мы его потащим туда. На какого-нить из стипендиатов выставочку. Пусть походит, посмотрит. Пожужжит. И удавится. На верёвке. Которая не как верёвка, блин.

Интересно посмотреть на промо-бой улыбки всемирно известной Джоконды и улыбки неизвестного котика

Как заметили бы в интернете, этот диалог — прекрасная предыстория новости «Заслуженный учитель рисования повесился после посещения культового центра искусства».

Очень часто слышишь от разных людей, как приближённых к искусству, так и удалённых от него, мнение о том, что современное искусство — это вовсе не искусство, а анализы. Неважно чего. Люди возмущаются, не понимают, проходят мимо и плюются, как на отражение чёрта в рождественской проруби. Но многие останавливаются и зависают, чтобы потом пробурчать: «Да я лучше намалевать могу»; узнать цену и купить на всякий случай; поставить галочку в ежедневнике, что приобщился к высокому; помотать головой, мол, я ничего не понимаю; восхититься: «Ни фига себе, ерунда, а столько стоит!»; задуматься: «А ведь в этом что-то есть…»; плюнуть уже на выходе или дома.

Один мой приятель говорит, что сейчас настали такие времена, когда на поверхность вышли только китч и трэш, расправили лебединые, глупо нарисованные крылья, это в одном случае, а в другом — крылышки прокладок, и парят на уровне наших глаз. Голову задирать не нужно, наклоняться — тоже.

Иными словами, два исполненных в народной манере оленя или два лебедя противостоят оторванному, изъеденному ракообразными человеческому пальцу, который висит на рыболовном крючке. Лучше, чтобы взгляд оленей-лебедей был наивно-отмороженным, а палец — самый что ни на есть натуральный. Причём обе картины в чём-то концептуальны. С одной стороны, лебеди или олени приятнее оторванного пальца. С другой — гораздо примитивнее. Хотя вопрос, разумеется, дискуссионный. «Эх, трудно нам, эстетам, твою ж мать!» — говорит оболонский бомж Борис, обругивая очередную прочитанную книгу одной русской ироничной детективщицы. Но читать не прекращает.

Ещё с одним моим приятелем, итальянским торгашом Дарио, во время винной вечеринки мы сравнивали современные центры искусства и выставленные произведения с торговыми центрами и точками. Есть большие и современные ТЦ, у которых одна концепция — бренд. А уж что скрывается за этим брендом, не имеет никакого значения. Есть галереи-магазины, ориентированные на вкусы современной молодёжи. Есть подпольные галереи-магазинчики, откуда всегда выносишь хотя бы интересную идею. Есть магазины (галереи), которые открывают новые имена и пытаются их раскручивать. Есть магазины (галереи), рассчитанные на вдумчивого и тонкого ценителя.

Разумеется, есть бутики, которые в обоих случаях открывают скучающие жены условных миллионеров, и нужно сказать, что у них может как получаться, так и нет. Есть базары и раскладки. Ну куда мы без базаров и раскладок? Без них мы невозможны.

Договорились мы до того, что решили признать «Чёрный квадрат» Казимира Малевича маленьким чёрным платьем Коко Шанель.

Изо дня в день ведутся постоянные споры о том, что настоящее, а что ненастоящее, что сиюминутное, а что вечное. Конечно, искусство для обычных людей, не для художников или искусствоведов, остаётся делом вкуса. Но вкус — это штука куда более тонкая, чем вопль цикады. К примеру, котики всегда будут побеждать в интернете любые концептуальные выставки. Вечность и «настоящесть» котиков доказана миллионами пользователей, которые могут ошибаться, но обеспечивают им несомненное лидерство. Интересно посмотреть на промо-бой улыбки всемирно известной Джоконды и улыбки неизвестного котика. Мне кажется, обласканная миллионами ценителей живописи дама обречена на проигрыш.

Я для себя критериями восприятия искусства определила природу и человека. Если картина меня восхищает, пугает, завораживает, как закат, смерч, вода, я чувствую, что это для меня настоящее. Если картина привлекает меня, как человек, — умом, чувством юмора, забавностью, деликатностью, чистотой, силой; давит на мои болевые точки, восприимчивость, это тоже настоящее.

Лариса Денисенко, писатель

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.