Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Как спасти украинское кино

Украинское кино выживет благодаря новому формату производства фильмов — копродукции
000

Год назад Госагентство по вопросам кино на нужды отечественного кинематографа выделило 178 млн грн. Много это или мало, объективно сказать сложно. Одно бесспорно: это первое существенное вливание в украинскую киноиндустрию за последние 20 лет. Денег оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть тихую заводь кинопроизводства страны и даже довести её до состояния творческого оживления. Это подтверждает рекордное количество заявок, поданных для участия в национальном конкурсе Одесского международного кинофестиваля. Всего представлено 186 фильмов, треть из которых — полнометражные. Чтобы справиться с потоком, нам пришлось расширить конкурс до двух номинаций: полный метр и короткий метр. Все отобранные ленты разные по жанру, стилю и тематике, одни сняты студентами и дебютантами, другие уже стали призёрами всемирных фестивалей.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины
Но наивно полагать, что государственная помощь способна удовлетворить все запросы отечественного кинопроизводства. Да и опыт других стран показывает: государство, как правило, не в состоянии осилить в одиночку выведение киноиндустрии на качественно и количественно новый уровень. Именно поэтому во всём мире набирает обороты формат совместного производства — копродукция. Ярчайший пример копродукции в Украине — снятый в 2013 году байопик «Параджанов». Над фильмом работала интернациональная команда из Украины, Франции, Армении и Грузии. Режиссёры ленты — француз армянского происхождения Серж Аведикян и украинка Елена Фетисова, производство картины поддержал крупнейший европейский телеканал о культуре Arte France Cinema, а съёмки проходили в Украине, Грузии и Франции. Причина такой кооперации не только в том, что главный персонаж фильма — легенда украинского кинематографа Сергей Параджанов в равной степени является также достоянием армянской и грузинской культур. Европейская практика показывает, что копродукция оптимальна для создания конкурентоспособного кино. Да и общий бюджет фильма в 1,980 млн евро ни одна национальная казна не потянула бы самостоятельно. По той же причине пришлось кооперироваться представителям Грузии и Германии, работая над грузинским фильмом «В цвету», который полностью снят на немецкие деньги. Эта интереснейшая дебютная лента Наны Эквтимишвили и Саймона Гросса о сложных постсоветских 90-х в Грузии уже завоевала приз секции «Форум» на Берлинском кинофестивале, а теперь поборется за первенство и в рамках международного конкурса ОМКФ.

Новые горизонты для формата копродукции откроются благодаря программе ЕС Media Mundus, направленной на поддержку аудиовизуального сектора в рамках культурных программ Евросоюза. Предыдущая программа, действовавшая до 2013 года, ограничивала возможность финансирования проектов от стран, не входящих в состав ЕС. Из-за этого Украина могла подать соответствующую заявку только через посредничество стран — участниц Евросоюза. По словам руководителя Media Mundus Ирины Орзех, политика ЕС в этой сфере становится более открытой, и теперь подобных ограничений в новой программе не будет.

Чтобы в полной мере воспользоваться открывающимися перспективами, Украине нужна разумная стратегия развития киноотрасли. Как, например, принятая в 2010-м в Грузии. Благодаря реализации стратегии грузинского кинематографа на 2010–2012 годы и активности её соавтора Тамары Татишвили, Грузия стала членом европейских организаций в сфере кино: Европейского фонда по поддержке кинематографа EURIMAGES и European Film Promotion — единственного в Старом Свете центра по промотированию и маркетингу европейского кино. Собственно, Украине участие в таких организациях принесло бы огромную пользу.

Отечественным кинематографистам не хватает не таланта, в чём многие привыкли их упрекать, а опыта, знаний и профессиональных контактов за пределами Украины. Поэтому одна из целей, которую мы преследуем на фестивале, — постоянный обмен опытом, мастер-классы от ведущих мировых специалистов и концентрированное деловое общение с коллегами со всего мира.

Журнал «Фокус» — генеральный медиапартнёр Одесского международного кинофестиваля

Виктория Тигипко, директор фонда TA Venture, президент Одесского международного кинофестиваля

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.