Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Хватит хранить скорлупу. Почему те, кому под 50, оказываются на обочине жизни в Украине

Хватит хранить скорлупу. Почему те, кому под 50, оказываются на обочине жизни в Украине

Сейчас, когда смена общественно-экономических формаций стала необратимой, отпала надобность и в эйджизме как сопровождающей её идеологии

000

Я был свидетелем и активным участником тех времён, когда в Украину ошеломляюще стремительно пришёл эйджизм - дискриминация по возрастному признаку. Ещё в конце 80-х, видя за рулём личного автомобиля человека до сорока лет, я задавал себе вопрос, когда же он успел заработать на него. А уже в начале 90-х в такой же ситуации удивлялся водителю старше тридцати пяти — и как это "старпёру" удалось в эти бурные годы остаться при своём автомобиле?

Шутки шутками, но ситуация тогда выглядела именно так. Например, при приёме на работу в частные фирмы и фирмочки, которые тогда вырастали как грибы после дождя, сорокалетний мужчина, если он только не был родственником или знакомым, автоматически вычёркивался из числа претендентов.

Доходило до ситуаций комических. Меня тогда приглашали стучать молотком на антикварно-букинистических аукционах, и я был немало удивлён, когда в беседе с молодым директором кооперативного букинистического магазина услышал от него, что ему не нужны опытные товароведы. Мол, у них "старый подход", от которого пора отказываться. Мне стало смешно, поскольку во всём мире, кроме постсоветского пространства, букинисты — люди солидного возраста. Ведь без практического опыта в этой профессии делать нечего.

Скажем, принял букинист редкую книгу, поставил её на магазинную полку и смотрит, как развиваются события. Если её тут же купили — значит, оценил слишком дёшево. Если же стоит долго, то… "Слишком дорого", — скажете вы. Вот и нет. Цена тут ни при чём. Просто, как говорили в этой профессиональной ныне исчезнувшей среде, "на книгу ещё не пришёл свой покупатель". А, оценив её дешевле, ты а) потеряешь на своей марже, б) заслужишь репутацию скупого оценщика, и следующую редкую книгу понесут уже не к тебе, а к твоему конкуренту. И таких "заморочек", которые постигаются годами, в букинистике сотни.

В середине 90-х я ушёл в деловую журналистику, где у нового начальства были аналогичные настроения. Считалось нормальным, например, когда брать интервью у директора большой компании посылали двадцатидвухлетнего корреспондента. Ведь юный журналист читал учебники по менеджменту и маркетингу — а что ещё, мол, нужно?

"Ждать в 90-е, пока старшее поколение добровольно согласится променять уравниловку времён социализма на дикий капитализм с его социальным неравенством, времени не было. Проще было объявить старшее поколение "совками", которых уже не перевоспитаешь, что и произошло. Несправедливо? Может быть" 

Но, вопреки отечественному опыту, чем больше я знакомился с зарубежной практикой ведения бизнеса, тем сильнее убеждался, как там (если не считать принципиально новых отраслей) ценится опыт. Например, собирая материал по экзотической тогда теме аутсорсинга в логистике, с удивлением узнал, что средний возраст специалистов по логистике в Германии — 50 лет.

И всё-таки лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть. В 2007 году, променяв деловую журналистику на культурную (сценарист всё-таки по первой профессии), я поехал в Венецию на крупнейшую в мире биеннале современного искусства. И каково же было моё удивление, когда на тамошних тусовках я увидел, что 50-летние художники, арт-критики и миллионеры — ценители искусства были одеты там как наши 20-летние. Причём чувствовали себя "старики" в своём сугубо молодёжном "прикиде" абсолютно естественно. И стариками там их никто не считал.

Отчего же за последние четверть века превратилось в заповедник эйджизма постсоветское пространство? Думаю, что развал СССР был цепочкой национально-освободительных революций, а приватизация — буржуазной революцией. Революции же не терпят промедления, поскольку оно, как показывает история, порождает контрреволюцию.

Ждать в 90-е, пока старшее поколение добровольно согласится променять привычную уравниловку времён социализма на дикий (а он поначалу другим не бывает) капитализм с его социальным неравенством, времени не было. И тем более не было времени ждать, пока новая капиталистическая экономика докажет свою эффективность на практике.

Гораздо проще было объявить всё старшее поколение "совками", которых уже не перевоспитаешь, что и произошло. Несправедливо? Может быть. Но гуманнее, чем, например, "культурная революция" в Китае, которая была для председателя Мао всего лишь средством убрать руками малолетних хунвейбинов старую партийную и хозяйственную верхушку. Там "стариков", чтобы не путались под ногами, попросту отправили "на перевоспитание в деревню".

Так что не было в эйджизме 90-х, как говорится, ничего личного, только бизнес. Другое дело, что сейчас, когда смена общественно-экономических формаций стала необратимой, отпала надобность и в эйджизме как сопровождающей её идеологии. Яичница уже не только приготовлена, но и съедена — так зачем хранить скорлупу?

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.