Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Ошибка Гройсмана. Чего не понимает премьер-министр в отечественной науке

Ошибка Гройсмана. Чего не понимает премьер-министр в отечественной науке

Научная отрасль Украины нуждается не в упрощении, а в финансировании

55700

Игрушки для маленьких детей просты и утилитарны: очень трудно что-то поломать или испортить. До определённого возраста лучший вариант - это совок и ведёрко, и нет смысла давать ничего более сложного, потому что малыш разберёт предмет до уровня своего понимания: заводного зайца – до пружины, а ноутбук – до куска печатной платы. Это нормально.

Не нормально, когда взрослые политики во всех бедах государства винят сложность структур, которые были выстроены до них. Им порой кажется, что проще сравнять всё до основания и построить новый дивный мир. Строить, конечно, никто ни разу не пробовал, но электорат, как правило, верит, что именно мудрёность систем является причиной экономического упадка или коррупции.

21 сентября во время обсуждения проекта бюджета на 2017 год уважаемый премьер-министр Владимир Гройсман на вопрос о финансировании Национальной академии медицинских наук, позволил себе высказаться в таком тоне:

"Я хочу підтримувати ініціативи не фінансування академії наук, я хочу підтримати ініціативу фінансування української науки. Мені здається, що в цих двох підходах є величезна різниця. Ми хочемо підтримати науку, і в це ми повинні інвестувати і забезпечити розвиток нашої країни. А якщо ми будемо фінансувати академію, то це означатиме, що ми будемо фінансувати будівлі, ремонти, реконструкції, гарні кабінети, а це не прийнятно. Такий метод у минулому періоді вже себе показав".

Кстати, журналисты одного из телеканалов моментально растиражировали его заявление, заменив "академії наук" на НАНУ, проявив непонимание того, что Национальных академий в Украине – шесть: медицинская, аграрная, правовая, педагогическая, академия искусств и просто Национальная академия. Впрочем, лично меня не особо интересует, какую именно научную структуру имел в виду Гройсман. Очевидно, что со времён Арсения Петровича Яценюка, который рассказывал про учёных, производящих пачки бумаги вместо разработок, риторика первых лиц государства не изменилась.

А ведь нечто похожее я уже слышал про нашу любимую армию: сотни тысяч солдат – это дорого и неэффективно; давайте создавать маленькие высокомобильные войска; ни с кем воевать не будем; продадим бомбардировщики хоть по две гривны, чтобы на складах не стояли; ликвидируем или укрупним подразделения.

При этом "эксперты" и министры обороны не приводили ни цифр, ни фактов, ни каких-либо показателей эффективности, но ссылались на опыт. Либо на своё личное мнение. Метод детских упрощений, подкреплённый безграничными экспортными заказами из африканских стран, сделал своё дело. И никто из них за свои слова и, что самое страшное, действия, пока так и не ответил.

"Очевидно, что со времён Арсения Петровича Яценюка, который рассказывал про учёных, производящих пачки бумаги вместо разработок, риторика первых лиц государства не изменилась"

Отвечать пришлось тысячам погибших и раненых ребят, а также гражданам, которые собирали броню и технику со всей страны на фронт. Мы гордились тем, что всей Украиной, на пожертвования, поставили на крыло один самолёт, собрали одну бронемашину и купили один бронежилет. Да, я утрирую. Но любое количество того, что мы смогли восстановить за два года, меркнет в сравнении с объёмами распродажи оружия за рубеж во время "создания" высокомобильных войск.

И если говорить в общем, то риторика в отношении армии, в свете скандалов с миномётами и "модернизированными" автоматами, должна звучать вот так: "Я хочу підтримувати ініціативи не фінансування армії, я хочу підтримати ініціативу фінансування української обороноздатності. Мені здається, що в цих двох підходах є величезна різниця. Ми хочемо підтримати обороноздатність, і в це ми повинні інвестувати і забезпечити розвиток нашої країни. А якщо ми будемо фінансувати армію, то це означатиме, що ми будемо фінансувати садиби генералів, ремонти, реконструкції, гарні кабінети, а це не прийнятно. Такий метод у минулому періоді вже себе показав".

Подобный подход годится для любой сложной сферы – школ и образования, больниц и медицины. Очень удобно, не правда ли? Ещё удобнее ограждать от подобных изречений отдельные области, например, депутатский или судейский корпус, аппараты управления и так далее.

Но иногда то, что есть, заменить просто нечем. И проблема не в вывесках или названиях, а в отсутствии правильных реформ. Всем стоит чётко уяснить, что как не было у украинского народа другой армии, так нет у него и другой науки. И потому, когда высокопоставленные чиновники на протяжении 25 лет кормят народ баснями о какой-то науке, которая может заменить науку в академиях/университетах, это начинает надоедать. Лично я ни разу не видел попыток создания чего-то действительно нового. Однако старое планомерно уничтожается, если судить по проекту бюджета. Уже сейчас Украина находится на предпоследнем месте в Европе по количеству учёных, а финансирование всей научной отрасли едва ли дотягивает до бюджета одного европейского университета.

Но всё вышеописанное – лирика. Факты же в следующем.

Во-первых, глава правительства прав в том смысле, что трудно выделять деньги на недореформированную научную систему. Однако каково это слышать законодателям и экспертам, которые без единой дополнительной копейки из бюджета делают невозможное и создают, например, Идентификационный комитет, который закладывает фундамент прозрачных и понятных механизмов функционирования науки в Украине. Реформы идут, и премьер не мог об этом не знать – потому что именно Кабинет министров своей неповоротливостью тормозил процесс несколько месяцев.

"Всем стоит чётко уяснить, что как не было у украинского народа другой армии, так нет у него и другой науки"

Во-вторых, говоря о ремонтах и кабинетах, премьер не мог не знать, что уже долгие годы ремонты фактически запрещены постановлением Кабмина. Как и покупка нового оборудования. А гранты научных сотрудников регулярно "национализируются" в общий бюджет, и затем выдаются малыми порциями. Даже поездка на заграничную конференцию должна пройти утверждение у целого вице-премьера.

В-третьих, подобная риторика лица, нанятого налогоплательщиками, является абсолютно неприемлемой: именно у него, как у главы правительства, в руках находятся все рычаги для исправления ситуации. Не совок с ведёрком, не бубен, а действенные инструменты и полномочия. И если лица с трибун, подобно младенцам, не могут установить причинно-следственную связь между своими высказываниями, сдобренными урезанием научных бюджетов, и массовой эмиграцией лучших умов из страны, то, вероятно, ноутбуком рисковать, действительно, не стоит. Лучше перенести его в другую комнату.

И вместо послесловия.

Конечно, после легализации лженаучного плагиата в известном "лептонном" скандале, настоящую украинскую науку трудно чем-то удивить в этом огромном детском саду. Люди, понимающие важность науки для строительства мощного государства, продолжают молча делать своё дело.

И потому, несмотря на обилие совков и ведёрок, заводной заяц все-таки добежит до конца реформ.

Победим.

557
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.