Ошибка Гройсмана. Чего не понимает премьер-министр в отечественной науке

Научная отрасль Украины нуждается не в упрощении, а в финансировании

Фото: Анастасия Сироткина / Укринформ
Фото: Анастасия Сироткина / Укринформ
Related video

Игрушки для маленьких детей просты и утилитарны: очень трудно что-то поломать или испортить. До определенного возраста лучший вариант - это совок и ведерко, и нет смысла давать ничего более сложного, потому что малыш разберет предмет до уровня своего понимания: заводного зайца – до пружины, а ноутбук – до куска печатной платы. Это нормально.

Не нормально, когда взрослые политики во всех бедах государства винят сложность структур, которые были выстроены до них. Им порой кажется, что проще сравнять все до основания и построить новый дивный мир. Строить, конечно, никто ни разу не пробовал, но электорат, как правило, верит, что именно мудреность систем является причиной экономического упадка или коррупции.

21 сентября во время обсуждения проекта бюджета на 2017 год уважаемый премьер-министр Владимир Гройсман на вопрос о финансировании Национальной академии медицинских наук, позволил себе высказаться в таком тоне:

"Я хочу підтримувати ініціативи не фінансування академії наук, я хочу підтримати ініціативу фінансування української науки. Мені здається, що в цих двох підходах є величезна різниця. Ми хочемо підтримати науку, і в це ми повинні інвестувати і забезпечити розвиток нашої країни. А якщо ми будемо фінансувати академію, то це означатиме, що ми будемо фінансувати будівлі, ремонти, реконструкції, гарні кабінети, а це не прийнятно. Такий метод у минулому періоді вже себе показав".

Кстати, журналисты одного из телеканалов моментально растиражировали его заявление, заменив "академії наук" на НАНУ, проявив непонимание того, что Национальных академий в Украине – шесть: медицинская, аграрная, правовая, педагогическая, академия искусств и просто Национальная академия. Впрочем, лично меня не особо интересует, какую именно научную структуру имел в виду Гройсман. Очевидно, что со времен Арсения Петровича Яценюка, который рассказывал про ученых, производящих пачки бумаги вместо разработок, риторика первых лиц государства не изменилась.

А ведь нечто похожее я уже слышал про нашу любимую армию: сотни тысяч солдат – это дорого и неэффективно; давайте создавать маленькие высокомобильные войска; ни с кем воевать не будем; продадим бомбардировщики хоть по две гривны, чтобы на складах не стояли; ликвидируем или укрупним подразделения.

При этом "эксперты" и министры обороны не приводили ни цифр, ни фактов, ни каких-либо показателей эффективности, но ссылались на опыт. Либо на свое личное мнение. Метод детских упрощений, подкрепленный безграничными экспортными заказами из африканских стран, сделал свое дело. И никто из них за свои слова и, что самое страшное, действия, пока так и не ответил.

"Очевидно, что со времен Арсения Петровича Яценюка, который рассказывал про ученых, производящих пачки бумаги вместо разработок, риторика первых лиц государства не изменилась"

Отвечать пришлось тысячам погибших и раненых ребят, а также гражданам, которые собирали броню и технику со всей страны на фронт. Мы гордились тем, что всей Украиной, на пожертвования, поставили на крыло один самолет, собрали одну бронемашину и купили один бронежилет. Да, я утрирую. Но любое количество того, что мы смогли восстановить за два года, меркнет в сравнении с объемами распродажи оружия за рубеж во время "создания" высокомобильных войск.

И если говорить в общем, то риторика в отношении армии, в свете скандалов с минометами и "модернизированными" автоматами, должна звучать вот так: "Я хочу підтримувати ініціативи не фінансування армії, я хочу підтримати ініціативу фінансування української обороноздатності. Мені здається, що в цих двох підходах є величезна різниця. Ми хочемо підтримати обороноздатність, і в це ми повинні інвестувати і забезпечити розвиток нашої країни. А якщо ми будемо фінансувати армію, то це означатиме, що ми будемо фінансувати садиби генералів, ремонти, реконструкції, гарні кабінети, а це не прийнятно. Такий метод у минулому періоді вже себе показав".

Подобный подход годится для любой сложной сферы – школ и образования, больниц и медицины. Очень удобно, не правда ли? Еще удобнее ограждать от подобных изречений отдельные области, например, депутатский или судейский корпус, аппараты управления и так далее.

Но иногда то, что есть, заменить просто нечем. И проблема не в вывесках или названиях, а в отсутствии правильных реформ. Всем стоит четко уяснить, что как не было у украинского народа другой армии, так нет у него и другой науки. И потому, когда высокопоставленные чиновники на протяжении 25 лет кормят народ баснями о какой-то науке, которая может заменить науку в академиях/университетах, это начинает надоедать. Лично я ни разу не видел попыток создания чего-то действительно нового. Однако старое планомерно уничтожается, если судить по проекту бюджета. Уже сейчас Украина находится на предпоследнем месте в Европе по количеству ученых, а финансирование всей научной отрасли едва ли дотягивает до бюджета одного европейского университета.

Но все вышеописанное – лирика. Факты же в следующем.

Во-первых, глава правительства прав в том смысле, что трудно выделять деньги на недореформированную научную систему. Однако каково это слышать законодателям и экспертам, которые без единой дополнительной копейки из бюджета делают невозможное и создают, например, Идентификационный комитет, который закладывает фундамент прозрачных и понятных механизмов функционирования науки в Украине. Реформы идут, и премьер не мог об этом не знать – потому что именно Кабинет министров своей неповоротливостью тормозил процесс несколько месяцев.

"Всем стоит четко уяснить, что как не было у украинского народа другой армии, так нет у него и другой науки"

Во-вторых, говоря о ремонтах и кабинетах, премьер не мог не знать, что уже долгие годы ремонты фактически запрещены постановлением Кабмина. Как и покупка нового оборудования. А гранты научных сотрудников регулярно "национализируются" в общий бюджет, и затем выдаются малыми порциями. Даже поездка на заграничную конференцию должна пройти утверждение у целого вице-премьера.

В-третьих, подобная риторика лица, нанятого налогоплательщиками, является абсолютно неприемлемой: именно у него, как у главы правительства, в руках находятся все рычаги для исправления ситуации. Не совок с ведерком, не бубен, а действенные инструменты и полномочия. И если лица с трибун, подобно младенцам, не могут установить причинно-следственную связь между своими высказываниями, сдобренными урезанием научных бюджетов, и массовой эмиграцией лучших умов из страны, то, вероятно, ноутбуком рисковать, действительно, не стоит. Лучше перенести его в другую комнату.

И вместо послесловия.

Конечно, после легализации лженаучного плагиата в известном "лептонном" скандале, настоящую украинскую науку трудно чем-то удивить в этом огромном детском саду. Люди, понимающие важность науки для строительства мощного государства, продолжают молча делать свое дело.

И потому, несмотря на обилие совков и ведерок, заводной заяц все-таки добежит до конца реформ.

Победим.