Интеграция с шашечками. Что изменит закрепление в Конституции Украины курса на ЕС и НАТО

Качество законодательных предложений может указывать на то, что инициаторы изменения Конституции страны сами не верят в достижение конечной цели

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

Инициируя изменения в Конституцию Украины, касающиеся интеграции страны в Евросоюз и НАТО, президент сознательно не предлагает вносить их в общие положения Основного Закона. Ведь это потребовало бы проведения референдума. Зато глава государства предлагает изменить статьи о полномочиях президента, правительства и парламента.

В частности, документ определяет президента как гаранта реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО. А Верховную Раду и Кабмин — как реализаторов этого курса. Остается только понять, какая от этого "курса" польза для страны.

Мотивация инициаторов

Петр Порошенко пока не объявил о желании участвовать в президентских выборах — 2019. При этом уже выстраивает свою кампанию, которая будет держаться на идеологических, а не экономических победах. Хочет "войти в историю" и найти яркие маркеры для проведения разделительной линии между теми, кто "думает о будущем", и теми, кто "рвется к власти при поддержке российского режима".

Если парламент проголосует за изменения, это станет победой Порошенко. Не проголосует — избирателю это преподнесут как угрозу реванша и аргумент в пользу действующего президента как безальтернативного кандидата, способного сохранить завоевания Евромайдана.

Реакция украинского политикума

Представленные в парламенте политические силы критикуют инициативу президента, указывая на несбыточность мечты о членстве в ЕС и НАТО. Но при этом большинство фракций готово поддержать законопроект как минимум в первом чтении.

"Батькивщина" предложила альтернативу — меморандум, который должны подписать все фракции и кандидаты в президенты. Очевидно, что Юлия Тимошенко не хочет голосовать за законопроект Порошенко, но и не рискует выступать против курса в НАТО и ЕС.

"Понятие "европейская идентичность" — из разряда философских, а таковым не место в Основном Законе"

"Народный фронт" готов дать голоса за законопроект, но ждет ответных предложений от БПП по формированию ЦИК. Глава фракции "Самопомочи" Юрий Березюк назвал изменения декларативными, но обещает, что его депутаты законопроект поддержат. Лидер Радикальной партии Олег Ляшко от прямых ответов уходит, но его соратник Игорь Мосийчук прогнозирует поддержку изменений "радикалами". Категорическое несогласие с президентскими предложениями пока не прозвучало даже от Оппозиционного блока.

Реакция извне

Публичная поддержка такого законопроекта Брюсселем будет трактоваться как обещание принять Украину в ЕС. Поэтому и Евросоюз, и НАТО пока не отреагировали на него и, скорее всего, воздержатся от комментариев в дальнейшем. Украина все еще далека от статуса реального кандидата на членство, и международные структуры не хотят порождать неадекватных ожиданий.

Не последовало реакции и от Москвы. Если не считать критических высказываний депутатов Госдумы и крымских руководителей по поводу содержащегося в законопроекте предложения о фактическом "изгнании" Черноморского флота РФ из Крыма.

Вероятно, в РФ понимают формальность готовящихся изменений в Конституцию Украины: при всем символизме правки практически не влияют на реальное положение дел.

Качество законодательных предложений

Даже поддерживающие евроинтеграцию эксперты разочарованы предложенным законопроектом.

Ведь понятие "европейская идентичность" — из разряда философских, а таковым не место в Основном Законе. И потом, что стоит за формулировкой "реализация стратегического курса"? В Конституции такая стратегия не задекларирована. А Основной Закон не может опираться на документы более низкого уровня.

Делегитимизация военных баз на территории Украины, очевидно, направлена против России. Но если Украина идет в НАТО, то это закрывает возможности также и для размещения баз Альянса.

Кроме того, нет никаких упоминаний по поводу обязательств, которые должно нести наше государство в случае вступления в ЕС и НАТО. Хотя вхождение в эти союзы предусматривает делегирование части национального суверенитета. Выглядит так, что сами авторы законопроекта не верят в конечную реализацию своих инициатив.

Актуальные риски

Членство Украины в ЕС и НАТО — слишком уж размытая перспектива. Как и формулировки президентского законопроекта. Хотя чему удивляться? В украинской Конституции записано много невыполнимых обещаний. Так что добавление общих фраз о ЕС и НАТО существенно не повлияет ни на международные договоры, ни на общественные настроения внутри страны.

Украинская политика остается верна себе. Мы хотим в Европу, но ничего для этого, кроме громких заявлений, не делаем. Ситуация напоминает популярный анекдот про такси и шашечки. И, похоже, наше руководство предпочитает "шашечки", а не "ехать".