Часть столицы и области может утонуть в нечистотах

Областные депутаты решили заблокировать разработку проекта реконструкции Бортнической станции аэрации (БСА). Пока городские и областные власти выясняют отношения, Бориспольский район может утонуть в нечистотах

Письмо с просьбой приостановить финансирование данных работ депутаты облслвета направили премьер-министру Украины Николаю Азарову и мэру Киева Леониду Черновецкому.

Свою просьбу народные избранники обосновывают критическим состоянием иловых полей станции, авария на которых может привести к экологической катастрофе в Бориспольском районе, и необходимостью ознакомления с проектом областных специалистов, пишет Деловая столица.

Инициатором обращения к премьер-министру и столичному градоначальнику выступил глава постоянной комиссии по вопросам экологии и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Вячеслав Квят. Он утверждает, что расположенные на землях Бориспольского района иловые поля БСА, общая площадь которых составляет 270 га, находятся в критическом состоянии.

При проектной мощности станции в 3,5 млн куб. м осадков в сутки на сегодняшний день на полях скопилось около 8 млн кубометров нечистот, а резерв свободных площадей отсутствует. Дальнейшее использование полей, по мнению депутата, приведет к их переполнению, прорыву дамб, затоплению нечистотами сельхозугодий и сбросу их в Днепр, пишет издание. Поэтому областные избранники попросили Николая Азарова и Леонада Черновецкого провести экологическую, техническую и строительную экспертизу возможности использования иловых полей, а также согласовать с ними концепцию реконструкции станции и других объектов на ее территории.

"Киевские власти инициировали разработку проектов реконструкции сооружений станции, строительства цеха механического обезвоживания осадков и илосжигающего завода, ошибка в которых может привести к угрозе здоровью не только киевлян, но и жителей сел Бориспольского района. Мы уверены, что киевские чиновники потратят средства налогоплательщиков на разработку документации, которая впоследствии не будет утверждена областным советом.

В результате станция и иловые поля останутся в плачевном состоянии, а последствия за бездеятельность или неправильные действия киевских коллег в буквальном смысле ощутят жители Бориспольского района. В связи с этим просим приостановить финансирование проектных работ до ознакомления с концепцией областных специалистов", — заявил Квят.

Как стало известно изданию, реализация проекта реконструкции Бортической станции рассчитана на четыре года и, согласно ТЭО, обойдется столичным властям в 420 млн. евро. На первом этапе планируется модернизировать второй и третий блоки очистных сооружений, выведя их работу на полную мощность (ныне из-за технического состояния они задействованы менее чем на половину мощности).

Данные мероприятия обойдутся городу в 150 млн. евро и позволят демонтировать первый блок очистных сооружений, на месте которого за 140 млн. евро будет построен абсолютно новый. На втором этапе предполагается возвести илосжигающий завод, на что необходимо потратить еще около 130 млн. евро.

Представители КГГА не разделяют опасения областных коллег. По словам начальника управления капитального строительства столичной мэрии Виктора Черния, помимо киевлян Бортническая станция аэрации обслуживает жителей Вишневого, Боярки, Вышгорода, Бучи и других городов-спутников. Но до сих пор как областные чиновники, так и депутаты не уделяли должного внимания ее состоянию и не предлагали принять участие в финансировании работ по ее модернизации.

"Чтобы избежать возможной катастрофы, мы заказали разработку проекта немецкой компании Berlinwasserost, которая должна завершить работы стоимостью в 31 млн грн. до конца года. Их финансирование планируеся осуществить за средства Мирового банка и ЕБРР, с которыми мы ведем переговоры о возможности получения льготного кредита", — сообщил он.

По мнению Черния, запрос областных депутатов не сможет приостановить разработку проектной документации. Наблюдатели же прогнозируют, что областные власти, с которыми впоследствии все равно придется согласовывать проект, постараются его зарубить. А это действительно может привести к отсрочке начала строительных работ и лишним расходам на создание нового проекта или изменение существующего. Тем более что подобный опыт у Киева имеется.

Как сообщает издание, первый проект модернизации БСА разработал столичный институт "Киевинжиниринг", который предложил реконструировать только первый, самый старый блок очистных сооружений (построен более 40 лет назад).

Впоследствии чиновники изменили свое видение проблемы и заказали разработку нового проекта немецкой компания Berlinwasser, которая предложила демонтировать все оборудование и заменить его новыми очистными системами и насосными станциями. На создание этого документа было потрачено около 600 тыс. евро. Но после его обнародования чиновники снова решили переделать документацию, аргументируя это необходимостью строительства илосжигающего завода.