Вертикаль строгого режима. Что изменит Пшонка в Генпрокуратуре
Новый генпрокурор и давний друг президента Виктор Пшонка призван устранить в ведомстве все центры влияния. Кроме одного - президентского
Назначение Виктора Пшонки генеральным прокурором не стало сенсацией. Последние месяцы он заменял генпрокурора Александра Медведько во время многочисленных отпусков, в которые тот уходил по состоянию здоровья.
Последние уголовные дела, в том числе против чиновников бывшего правительства, заводили, безусловно, с ведома г-на Пшонки. Скорее всего, его пребывание в новой должности будет полностью соответствовать тенденциям, наблюдающимся во всей власти, – новый начальник начнет ломать традиционную прокурорскую вольницу, замыкая на себе принятие всех важных решений.
Выпускная группа
Сразу же после назначения Пшонки из Генеральной прокуратуры был уволен Виктор Кудрявцев – последний из тех сотрудников, кто символизировал старый порядок отношений в ведомстве. Кудрявцев бессменно работал заместителем генпрокурора с 2000 года и успел нажить себе массу недругов. По данным Фокуса, его считали человеком, близким к Виктору Медведчуку.
До этого свои посты покинули другие замы – Николай Голомша и Татьяна Корнякова. Генпрокурор Александр Медведько – человек, балансировавший между ветвями власти и дававший своим замам, часто связанным с разными политическими группами, ощутимую автономию. Задача Виктора Пшонки – построить в Генпрокуратуре прочную вертикаль. И, похоже, он прекрасно с этим справится.
Само назначение Пшонки проходило в условиях острейшей конкурентной борьбы. На кресло, в которое сейчас сел друг и кум Виктора Януковича, претендовали по крайней мере 5–6 кандидатов. "У всех были большие амбиции. Каждая группа влияния вокруг президента хотела иметь своего генпрокурора. Но, видимо, эти люди не смогли убедить главу государства. Так что Пшонка – это на 100% человек Януковича. Им не будет управлять ни одна из групп в окружении президента. В Генеральной прокуратуре не останется кланов, Пшонка их устранит", – рассказал Фокусу источник в силовом блоке Партии регионов.
Впрочем, в заместителях у Виктора Пшонки по-прежнему остаются представители разных групп влияния. Но, по мнению людей, знакомых с генпрокурором, никакого разброда и шатания новый начальник не допустит. "Он жесткий человек", – говорят о Пшонке.
Правильный человек
За назначение Виктора Пшонки в Верховной Раде голосовал даже оппозиционный министр внутренних дел Геннадий Москаль. "Я считаю, что генпрокурор должен пройти все стадии службы – от следователя до самого верха, – аргументирует он свое решение. – Из всех обсуждавшихся кандидатур, я считаю, Пшонка – оптимальный прокурор. В СБУ я курировал следствие и 3–4 раза в неделю встречался с ним. Он высокопрофессиональный, воспитанный и глубоко верующий человек. Я работал с разными прокурорами и знаю, что на закон можно посмотреть и так и эдак. Но пока я работал в следствии, а Пшонка за нами надзирал, никто из моих подчиненных не пострадал". Практически такими же словами Пшонку охарактеризовал и нардеп от Партии регионов генерал милиции Василий Грицак: "Я его знаю с 2002 года. Он постоянно присутствовал на коллегиях МВД при министре Смирнове и при Билоконе. Я неоднократно слушал его выступления в стенах министерства. Этого человека можно назвать немногословным, категоричным и правильным. Пшонка бывал во всех святых местах. И это не просто дань моде, а глубокая вера".
Тем не менее не стоит забывать, что назначение волевым решением Виктора Пшонки – часть сложившейся системы отношений во власти. Сразу после вступления в должность нового генпрокурора его ведомство возбудило уголовное дело против экс-министра внутренних дел Юрия Луценко. Этому событию оппозиция тут же придала политическую окраску. Если вспомнить, какие громкие дела расследуются Генеральной прокуратурой, можно предположить, что при всех положительных характеристиках Виктору Пшонке вряд ли удастся оградить свою структуру от влияния президентского окружения.
Разговор по делу
Какие уголовные дела станут проверкой для нового генпрокурора и чего по ним ожидать в ближайшее время
1. Гонгадзе
Расследовать дело об убийстве Георгия Гонгадзе будет уже четвертый генпрокурор. Осенью прокуратура решила оперативно завершить дело, основываясь на признаниях Пукача и приняв постановления об отказе в возбуждении уголовных дел против спикера Владимира Литвина и экс-президента Леонида Кучмы. Постановления эти были вскоре отменены. Впрочем, судя по первым сдержанным заявлениям Виктора Пшонки, Пукач имеет все шансы стать конечным звеном в преступной цепочке.
Все последние 5 лет представители Партии регионов пыталась доказать, что никакого отравления не было. Сейчас Виктор Пшонка публично призывает Виктора Ющенко повторно сдать кровь, поэтому вполне вероятно, что версия регионалов может впервые стать официальной линией прокурорского расследования.
3. Лозинский
Дело экс-депутата, обвиняемого в охоте на людей и убийстве жителя села Грушки, готовят к передаче в суд. Власть более не нуждается в непосредственном пиар-эффекте от этого дела, который был нужен накануне президентских выборов. С другой стороны, прекращение расследования может негативно повлиять на ее имидж, ведь выход из СИЗО Лозинского на фоне возбуждения уголовных дел против чиновников Тимошенко за растраты в 40 тыс. грн. будет выглядеть, по меньшей мере, странным. Впрочем, учитывая судьбу дела педофилов, которое недавно окончательно закрыли, ничего нельзя предсказать со 100-процентной уверенностью.
4. Судья Зварыч
Обвиненный во взяточничестве судья Игорь Зварыч до сих пор находится под следствием. И, похоже, как раз у него есть большие шансы выйти из СИЗО – скорее всего, он отделается небольшим наказанием. Общественный резонанс давно утих, интимная составляющая жизни судьи отошла на второй план, а взяточничество в этой стране давно не порок.
Наверняка дела в отношении экс-чиновников Кабмина будут расследоваться Генпрокуратурой особо тщательно. Ведь впереди еще парламентские выборы. Показательно в этом смысле самое последнее дело – против экс-главы МВД Юрия Луценко. Народный депутат от НУНС Геннадий Москаль утверждает: чтобы доказать причастность Луценко к растрате 40 тыс. грн., Генпрокуратура была вынуждена заказать экспертизу стоимостью 80 тыс. грн.
Сергей Высоцкий, Фокус