Как она там. Что произошло с Тимошенко за год в тюрьме

Спустя год после ареста оппозиционер №1 Юлия Тимошенко остается недосягаемой не только для большинства соратников, но даже для членов семьи. О том, как изменились ее жизнь и помыслы за решеткой, Фокусу рассказали те, кому все же удалось наладить контакт с главной заключенной страны

Related video

В тесном рабочем кабинете адвоката Юлии Тимошенко Сергея Власенко о его подзащитной напоминает буквально все: сам офис находится по соседству со штаб-квартирой "Батьківщини" — на Туровской, 15; над небольшим столом — портрет Тимошенко, а на столе бумаги, касающиеся рассмотрения "газового" дела в Европейском суде. Из Центральной клинической больницы Харькова, где лечится Тимошенко, Власенко вернулся буквально на днях, поэтому о ее жизни за решеткой и здоровье знает не понаслышке.

Так везет единицам. В пенитенциарной службе утверждают: свой лимит свиданий Тимошенко исчерпала едва ли не на год вперед, поэтому доступ к главной пациентке страны отныне ограничен. Нет ходу за железное больничное ограждение и журналистам. На просьбы передать вопросы в больничную палату Тимошенко ее пресс-секретарь разводит руками, а Власенко, загадочно улыбаясь, утверждает, что делать этого не может по закону.

Впрочем, рассказывать о главной женщине украинской оппозиции временно приближенным к ней мужчинам никто запретить не может. И они говорят.

Супруг Александр Тимошенко

О разлуке
Мой отъезд из страны был единственно правильным решением, чтобы избежать дополнительного давления на Юлию. Она его поддержала. Теперь связь мы поддерживаем через дочь Женю и адвокатов. Тяжело, когда осознаешь, что любимый и близкий человек в тюрьме, над ним постоянно издеваются люди, которые испытывают от всего этого огромное удовольствие. Юлечка поздравила меня с днем рождения. Когда я услышал ее голос, сердце замерло, и первая мысль, которая мелькнула в голове: неужели свобода?! Но все стало на свои места после нескольких слов…

О настоящем в тюрьме и будущем в политике
Еще не родился тот человек, который может сломать Тимошенко. Она боец, человек с твердым характером, силой воли, целеустремленный прагматик, который всегда добивается своей цели. Иногда для этого требуется и побольше времени. А относительно планов на будущее, здесь нет секретов: нужно любыми способами побороть нынешнюю власть, после этого Тимошенко станет президентом Украины — это однозначно.

О прошлых домашних заботах и собаках
Юлия была не только политиком, она любящая жена и мама. Где бы мы ни жили, она всегда умела создавать атмосферу домашнего очага, семейного гнезда, куда всегда хотелось приходить после тяжелого дня. Это много значит, поверьте мне. И я бы многое отдал за то, чтобы вернуть покой в семью и жить для семьи. По Юле скучают даже наши собаки, которые лучше людей чувствуют отношение к себе и отвечают добром, в отличие от многих человекоподобных.

О последних жизненных уроках
Год после ареста Юлии был самым трудным в жизни. Мы все изменились, стали тверже и требовательнее. Этот год многому научил, в первую очередь видеть и по настоящему ценить друзей и людей, для которых нажива — не главное.

Анонимный источник Фокуса
в Харьковской центральной клинической больнице №5

О поведении в больнице
Было интересно узнать, какая "Она", потому что об этом много говорят разного. Оказалось, очень интеллигентная, вежливая и обходительная женщина. Сказать что-то плохое не могу: все, что нужно, делает, на все просьбы реагирует совершенно адекватно, с медиками ведет себя очень ровно. Когда на русском обращаются — легко на него переходит, а поскольку в больнице многие на нем говорят, то, получается, и она почти все время. Чтобы голос повышала или закатывала истерики — ничего такого нет, я, по крайней мере, не видел. Если чисто с точки зрения профессиональной — адекватный пациент.

О постоянном контроле
Людей в больнице раздражает не столько сама Тимошенко, сколько все то, что появилось вместе с ней: везде видеокамеры, куча охраны, весь персонал "построен" и вымуштрован. Главврач вообще за это время похудел чуть ли не на 20 килограммов. Там все начинено проводами, плюс с контингентом работа велась — это же очень специфическая работа. Проблема не с перекрытым этажом, это всей больнице головная боль, все не дождутся, когда это закончится.

Нардеп Сергей Сас,
адвокат по делу о деньгах Киотского протокола и машинах медпомощи для сел

О перспективах дела
Власть никуда не спешит. Мы год знакомимся со 193 томами дела и сейчас готовим 80-страничное ходатайство о его закрытии. Очевидно, новый провальный процесс с Тимошенко обвинению не нужен, и оно намеренно тянет время, оставляя ее в тюрьме.

О здоровье
Когда говорят, что Тимошенко неадекватно себя ведет, мне смешно. Она абсолютно адекватна, интересуется тем, что происходит в партии, не раз об этом меня спрашивала, она даже пытается поддержать тех, кто находится на свободе и на кого давит власть. Главная проблема — она больна, поэтому за решеткой ей сложно не только морально, но и физически.

О разочарованиях
Точно могу сказать, что она очень переживала, когда фракцию покидали партийцы. Этому она никак не могла помешать. Все приходилось просто принимать.

Нардеп Сергей Власенко, адвокат

Об освобождении
На свободу Тимошенко выйдет при одном условии: если будет мощное давление на Януковича. Больше вариантов нет. Вы думаете, он терпел все эти унижения ради того, чтобы через два года выпустить ее по УДО? Нет, конечно. Есть еще один вариант — арест активов Януковича и его окружения за рубежом. Другим языком с ними разговаривать нельзя.

О новых обвинениях
Шубы и дорогие гостиницы — это часть дела, которое слушается в Харькове. Будучи представителем компании Somali, во время переговоров в Москве Юлия Владимировна пользовалась корпоративной картой. Подчеркиваю: корпоративной, а не личной. Ею она оплачивала проживание всей делегации и имела на это полномочия от компании. Это классические представительские расходы. И у нас есть письмо от компании о том, что все затраты она утвердила и о них отчиталась. У компании претензий нет. Зачем тогда власть придумала это дело? Потому что поняла: с газовым делом она прокололась, вот и нашла понятные для Европы обвинения в уклонении от уплаты налогов. На Западе это действительно серьезное обвинение, поэтому они пытаются доказать, что Тимошенко не платила налоги.

О вынужденном объединении с Яценюком
Тимошенко уверена, что победить этот режим можно только одним способом: объединившись. В 2004 году она отказалась от президентских амбиций и ради победы поддержала Ющенко. Сейчас та же ситуация, и позиция Юлии Владимировны та же.

О главной потере года
Смерть Геннадия Афанасиевича (отца супруга Юлии Тимошенко. — Фокус).

О мечтах и планах
Поверьте, посадить Фирташа — не цель Тимошенко. Со мной Юлия Владимировна обсуждает возможность проведения судебной реформы, изменения системы госуправления, выстраивания таких правил, которые не позволят сажать политиков в тюрьму по надуманным обвинениям. Сейчас ее волнуют эти вопросы, а не Фирташ с Януковичем.

О быте
Ее палата полностью отгорожена. Вместе с ней там постоянно пребывает еще одна женщина из тюрьмы, якобы с такими же проблемами, которая за ней постоянно наблюдает. Плюс несколько сотрудниц пенитенциарной службы круглосуточно рядом. Там открыто стоят три видеокамеры. Вы не можете себе представить, как морально сложно изо дня в день находиться под таким контролем.

Катерина Коберник, Мария Жартовская,
Фокус