Украина через 50 лет
В течение ближайшего полувека Украина не избежит участия в мировом конфликте и получит шанс стать частью всемирного государства
В среднестатистическом выступлении политика (будь-то президент, премьер или нардеп) слово "будущее" встречается от одного до трех раз. Это вообще очень политическое понятие – во-первых, звучит многообещающе, во-вторых, не предполагает точных сроков. А планировать на годы вперед украинские власти не любят. Избирателя надо ублажать здесь и сейчас. Премьер Тимошенко уже во вступлении к своей нашумевшей стратегии развития страны "Украинский прорыв" отказывается пользоваться длительными сроками: "Там, где пессимисты говорят о полустолетии, мы ставим год, там, где они хотят сто лет, мы даем три". Можно ли таким образом спрессовать время, украинцам пока не довелось узнать – программа до сих пор не принята. Из утвержденного — военная программа страны расписана максимум до 2011 года, а стратегия экономического и социального развития – до 2015-го. (Самый долгосрочный план в стране – энергетическая стратегия, разработанная до 2030 года, но и ту эксперты в свое время раскритиковали за абстрактность.)
На этом фоне пресловутый 2017 год предполагаемого вывода Черноморского флота РФ из крымских портов выглядит весьма отдаленной перспективой. А ведь это всего через 9 лет. Где-то за этой датой начинаются совершенно непаханые в смысле государственного планирования годы, описать которые можно только народной мудростью "поживем – увидим".
Что уж тогда говорить о 2058-м? Известно только одно: в это время страной уже не будут управлять Ющенко, Тимошенко и Янукович (разве что потомки или однофамильцы), поэтому неудивительно, что нынешним Ющенко, Тимошенко и Януковичу этот период не очень-то интересен.
– У демократических правительств вообще плохо с планами на длительные сроки – они мыслят в пределах избирательных кампаний, не больше. Хорошо с планированием только у диктатур, – объясняет Фокусу украинский экономист, член Римского клуба (сообщества ведущих мировых ученых) Богдан Гаврилишин.
Если Украина не планирует свое будущее, это не значит, что оно не наступит. И за нее его могут спланировать другие.
Е2 – Е4
"Украина – важная клетка на евразийской шахматной доске. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей", – написал в своей нашумевшей книге "Великая шахматная доска" советник американских президентов и знаток мировой политики Збигнев Бжезинский. С тех прошло 11 лет, а прогноз Бжезинского все тот же: решающий выбор нашей страны между Россией и Западом, в результате которого "Украина станет или российской периферией или важной частью Европы", все еще впереди.
В этом с Бжезинским согласен российский специалист по геополитике – питерский военный историк и социолог Сергей Переслегин, "алаверды" Бжезинскому издавший "Учебник игры на мировой шахматной доске". В ближайшие годы, считает Переслегин, Украину продолжат рвать на части минимум три мощных внешних влияния – Россия, Запад, да к тому же еще и усиливающийся исламский фактор в Крыму. Если так пойдет, прогнозирует он, Украина может распасться "в пределах поколения – 20–25 лет".
Впрочем, "прогноз" тут неправильное слово – слишком однозначное. Социологи, политологи и прочие эксперты предпочитают обозначать свои прозрения словом "сценарий", подчеркивая, что это лишь один из вариантов.
Проблема выбора между Западом и Россией, как сказочный камень на распутье, неприятно маячит перед Украиной во всех вариантах будущего.
– Что поделать – Украина никогда не была полноценным политическим игроком, она очень зависит от внешних векторов, – комментирует ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Сергей Толстов.
Именно поэтому мало кто решается пророчить Украине нейтралитет – слишком много "силы воли" требуется для этого от государства. Скажем, чтобы обойтись без России и НАТО, Украине, по Переслегину, понадобится сильная власть, сокращение социальных выплат и развитие атомной энергетики. А чтобы удержать при этом Крым, нужно и вовсе стать империей.
– Это не наличие императора, а умение объединять разные традиции, – уточняет эксперт.
Тем временем влияние США на Украину будет снижаться – Америка вот-вот впадет в кризис.
– Она уже теряет свое влияние в мире, – утверждает Богдан Гаврилишин, предсказавший в начале 80-х кризис другой империи – СССР. – Я всегда считал, что Украина сделала ошибку, решив ориентироваться на США. Большинство их советов были нам не на пользу.
Мировая волна
Если воспринимать будущее как изменения, то получится, что по настоящему оно наступит в Украине лет через десять, когда, по подсчетам Богдана Гаврилишина, появится новое поколение политиков, не заставшее СССР, но хорошо вписывающееся в Европу: "Грустно это говорить, но не представляю, что изменения могут произойти раньше".
А пока Украина станет налаживать внутреннюю политику, окружающие территории будет штормить: "миру мира" на ближайшие десятилетия никто не обещает. По версии самых разных экспертов, как и 50 лет назад, так и через 50 лет на планете останутся политические полюса, и неважно, окажутся ли это слабеющие Штаты, усиливающийся Китай или загадочная Россия, – противостоять друг другу они будут с азартом.
– По целому ряду совершенно различных причин (начиная с банальной нехватки энергоносителей) мир в целом ждет этап остроконфликтного развития, – сказал Фокусу Сергей Переслегин.
Западные отцы политической футурологии уже сделали на этот счет немало устрашающих прогнозов. И если социолог Элвин Тоффлер лишь слегка попугивает глобальный мир эффектом домино ("малая внутренняя война, скачок цен могут привести к самым серьезным последствиям"), то гарвардский профессор Сэмуэль Хантингтон обещает настоящий конфликт между христианской и исламской цивилизациями. А Национальный разведывательный совет США при ЦРУ предлагает (на выбор) целый набор жутких прогнозов, возможных уже к 2020 году. Одни только названия сценариев чего стоят: тут и "Новый Халифат" – установление исламской гегемонии, и "Спираль страха" – глобальный терроризм в Азии. Жизнеутверждающе пророчествует только президент экспертно-аналитического проекта TechCast Уильям Халал. В своей книге "Обещание технологии" он утверждает, что к 2050 году человечество откажется от национальных правительств и счастливо сольется в единое государство, если сумеет пережить "кризис зрелости".
– Украина не может избежать этого остроконфликтного мирового периода, но она может выбрать форму участия в нем. Не были же Швеция и Швейцария втянуты во вторую мировую, – подслащивает пилюлю Переслегин.
Правда, "не политикой единой" определяется будущее, а иногда и даже совсем наоборот:
– Такие вещи, как климат или мировой продуктовый кризис, влияют на нас в отдаленной перспективе гораздо больше, чем, скажем, Россия, – считает Богдан Гаврилишин. Что при этом безопаснее – политические ураганы или климатические – сказать трудно. Поживем – увидим.
Безоглядочный сценарий (от российского публициста и социолога Сергея Переслегина) Украина отказывается от «оглядки» как на США, так и на Россию и остаётся нейтральной. Вместе с Польшей (или Чехией) создаёт сильный восточноевропейский блок. Таким образом становится страной-переводчиком между Азией и Европой. Что для этого нужно Жёсткая власть, которая установит баланс между западом и востоком страны. Возможно, придётся пожертвовать Крымом. | |
Имперский сценарий (от российского политолога Александра Дугина) Объединение Украины с Россией. Созданная таким образом Евразийская «Империя света и правды» (по Дугину) выступит против «колониального мирового порядка Запада». Что для этого нужно Отказаться от европейских амбиций и независимости. | |
Европейский Сценарий (от американского политолога, экс-госсоветника США по нацбезопастности Збигнева Бжезинского) Украина вливается в Европу уже в течение девяти ближайших лет. Потеряв Украину, Россия тоже изменит политику и направится в Европу. Что для этого нужно Сильная армия, так как на пути к описанному будущему возможен конфликт с РФ. | |
Швейцарский сценарий (от украинского экономиста, члена Римского клуба Богдана Гаврилишина) Украина интегрируется в ЕС, с помощью Фонда регионального развития (как когда-то Ирландия) преодолевает социальные проблемы. Что для этого нужно Взять пример со Швейцарии – переустроиться так, чтобы регионы как можно меньше зависели от центральной власти. В результате будет снята угроза раскола по языковому или культурному признакам. |