Майдан уходит в небо. Как политики "сдают" акции протеста украинцев
В Украине растет число людей, готовых выйти на улицу для того, чтобы защитить свои права. Но как только к гражданским акциям подключаются политики, протестное настроение сходит на нет
Пара десятков участников Врадиевского шествия, пешком преодолевших 500 км от райцентра Николаевской области, вошла в столицу. Первая остановка — под стенами МВД, вторая — Майдан Незалежности. Если митинг у министерства можно назвать результативным (протестующим удалось встретиться с главой ведомства Виталием Захарченко), то попытка установить палатки на главной площади страны закончилась поражением. Бойцы "Беркута" разогнали митинг как несанкционированный. Несколько человек пострадали (в том числе трое журналистов), девятеро задержаны, организатор шествия Василий Любарец получил 10 суток административного ареста за нарушение правил проведения мирных собраний. Но врадиевцы не оставляют идею "взять" Майдан — установить палатки в центре столицы они намерены 27 июля. Однако в то, что запланированная акция будет многочисленной и приобретет национальный масштаб, похоже, не верят даже сами ее организаторы.
В Украине растут протестные настроения: если в 2010 году, по данным Центра исследования общества, было зафиксировано около 2300 различных антиправительственных акций, то в 2012-м эта цифра перевалила за 3600. В нынешнем году ситуация обострилась. В феврале прошла акция протеста автомобилистов, возмущенных состоянием украинских дорог, в апреле состоялся многотысячный митинг киевлян, требующих провести выборы мэра столицы, в мае журналисты встали на защиту коллег Ольги Сницарчук и Романа Соделя, пострадавших во время митинга оппозиции, в июле — бунт во Врадиевке, штурм Святошинского (Киев) и Фастовского (Киевская область) райотделов милиции.
"Готовность украинцев выйти на улицу растет. Увеличивается и количество протестов, но чаще всего они локальные. Обычные люди, не выдвигая политических лозунгов, требуют решить отдельно взятый вопрос, например, прекратить застройку в их районе или погасить задолженность по заработной плате", — объясняет директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.
Поднять флаги
Но Врадиевское шествие из изначально гражданской акции превратилось в политическую. По такому же сценарию после смерти 20-летнего студента Игоря Индило проходила кампания "Нет полицейскому государству". Налоговый майдан в конце 2010 года, бунт жителей Николаева после смерти Оксаны Макар, апрельские митинги киевлян. Они инициировались обычными людьми, но в конечном счете узурпировались политиками. И как только к протесту подключались партийные активисты со своими лозунгами и флагами, массы рассеивались. Часто в толпе можно услышать просьбы: "Уберите флаги!". Но незваные гости в футболках с партийными логотипами неумолимы: час стояния с флагами и транспарантами — заметная прибавка к стипендии или пенсии.
"Мы приглашали присоединиться к нам и оппозицию, и регионалов, и коммунистов, но с одной просьбой — без партийной символики. Мы шли в Киев, чтобы потребовать от политиков прислушаться к нам, к народу. Это абсурд, если политики под партийными флагами требуют прислушиваться к самим себе. Но нам отказали", — рассказывает организатор Врадиевского шествия Василий Любарец.
Член партии УДАР, народный депутат Сергей Каплин, принимавший участие в организации шествия, настаивает: партийной символики в их руках не было. А то, что уже в столице участники шествия попросту растворились среди активистов УДАРа и других оппозиционных партий, проблемой он не считает. "Среди 20 человек, вышедших из Врадиевки, было десять ударовцев, в том числе я. Мы взяли на себя 80–90% организационных, финансовых и инфраструктурных забот. Мы поставили себе задачу охранять людей, не допустить, чтобы шествие умножили на ноль. Я считаю, что политические партии спасли акцию", — говорит политик.
Конфликт между партийцами и теми участниками акции, которые настаивали на ее неполитичности, возник на подходе к Киеву. Врадиевцы вошли в город двумя колоннами. Под стенами МВД, куда они направились, от лица протестующих выступали представители УДАРа, Батькивщины, Свободы, но только не сами "ходоки". У немногочисленной акции появилось слишком много руководителей и спикеров — Василий Любарец, Сергей Каплин, представитель Батькивщины Максим Поляков, координатор общественного движения "Спільна справа" Александр Данилюк, член Коалиции участников "оранжевой революции" Сергей Мельниченко, представитель Киевской организации УНА-УНСО Игорь Тополя.
Последние якобы пытались "продать" акцию людям, представившимся помощниками высокопоставленных чиновников. За вознаграждение в $100 тыс. они пообещали нейтрализовать шествие и вывезти врадиевцев из столицы. Видеозапись переговоров Сергея Мельниченко и Игоря Тополи с "представителями власти" появилась в интернете, а затем на своей пресс-конференции ее продемонстрировал и глава МВД Виталий Захарченко. Правда, сами "полевые командиры" уверяют, что сознательно поддались на провокацию, "чтобы вывести на чистую воду тех, кто хотел купить протест", и знали, что общаются с людьми, работающими в интересах МВД. В любом случае акция была дискредитирована.
Единственное, чего удалось добиться участникам Врадиевского шествия, это устной гарантии министра МВД, что жители Врадиевки, штурмовавшие местный райотдел милиции, не будут привлечены к уголовной ответственности. А в том, что шествие проигнорировали киевляне, а само оно фактически было развалено, врадиевцы винят именно политиков — Сергея Каплина и Максима Полякова. "Они присоединились к нам непосредственно возле Киева и большую часть дороги вообще ехали на автомобилях, а не шли пешком. Но хотят заработать на этом политические баллы", — возмущаются жители поселка, пешком пришедшие в столицу.
Бес политики
"Если бы ко Врадиевскому шествию не подключились политики, если бы протест прошел без партийных флагов, результаты акции были бы другие. Как минимум ее бы поддержали киевляне", — уверен глава Гражданского комитета национального спасения, один из активистов Налогового майдана Павел Нусс.
По его мнению, именно "благодаря" политикам в конце 2010 года предприниматели ушли с главной площади страны ни с чем. "22 ноября нас поддержали почти 70 тысяч протестующих. И когда мы допустили к руководству процессом политиков, мы "сдулись". Нас поддерживало все меньше и меньше людей. Да, мы нуждались в административной опоре, мандатах и неприкосновенности депутатов. Но допускать их каждый день к трибуне было ошибкой. Мы спровоцировали Януковича на обратный ход. Я убежден, что он был готов на вето", — говорит Павел Нусс.
"Именно политики в большинстве случаев разваливают протесты, — считает общественный активист Егор Соболев. — Люди понимают, что это не по-настоящему. То, что произошло с Врадиевским шествием на Майдане, — провокация. С одной стороны, тысяча беркутовцев, а с другой — 300 протестующих. Я спрашивал у Сергея Каплина: как можно было давать команду ставить палатки? Подталкивать к этому людей, а потом рассказывать, какой у нас кровавый режим, безответственно. Чем дальше нынешние политики будут держаться от протестов, тем скорее последние смогут что-то изменить".
Но в том, что политики подключаются к социальным протестам, есть и плюсы, считает политолог Вадим Карасев, в таком случае медиа проявляют к акциям больший интерес, а значит, об этом узнает большее число людей. Главной причиной нулевого результата протестов он называет отсутствие в украинской политике новых лиц, способных повести за собой людей.
Прокурор Николаевской области Андрей Курысь сообщил, что результаты экспертиз по делу Ирины Крашковой, изнасилованной и избитой 27 июня в поселке Врадиевка, подтвердили причастность к совершению преступления троих подозреваемых — Дмитрия Полищука, Евгения Дрижака и Сергея Рябиненко. Учитывая показания, которые дает потерпевшая и один из подозреваемых, адвокаты Ирины Крашковой требуют, чтобы преступление было квалифицировано как покушение на умышленное убийство.
Критическая точка
– 3636 акций протеста прошло в Украине в прошлом году
– 1% украинцев полностью доверяет милиции
– 3,4% граждан Украины удовлетворены нынешней ситуацией в стране
– 72% украинцев не доверяют судам
– 49,1% жителей страны считают, что Украине необходимы новые политические лидеры
– 25% украинцев готовы принимать участие в митингах и акциях протеста
По данным опросов, проведенных Центром исследования общества, Институтом социологии НАН Украины, Фондом "Демократические инициативы"
Евгения Вецько, Фокус