Что может дать Украине ее пятый президент

Проанализировав предвыборные программы и политическую карьеру трех основных претендентов* на президентский пост, Фокус прогнозирует, что будет с Украиной в случае победы каждого из этих кандидатов

Related video

Президент Петр ПорошенкоНесмотря на то, что главный лозунг Петра Порошенко на предстоящих выборах — "Жить по-новому", в своей программе с аналогичным названием кандидат особенных новшеств не предлагает, предпочитая избегать громких обещаний. Внешнеполитический курс страны миллионер планирует направить в сторону Евросоюза, однако сделать Украину полноправным членом ЕС к концу своего срока не обещает.

Актуализируемый от выборов до выборов вопрос вступления Украины в НАТО самый рейтинговый кандидат предпочитает лишний раз не поднимать. Об Альянсе в программе Порошенко нет ни одного упоминания. Однако во время дебатов на Первом национальном миллионер все же сказал, что во время его президентства страна сохранит внеблоковый статус. Учитывая то, что в НАТО Украину пока никто не зовет, сдержать обещание будет несложно.

В отличие от главных своих оппонентов, Порошенко не обещает побороть олигополию в Украине. Закономерно, что кандидату, владеющему приличным состоянием ($917 млн, №16 в рейтинге богатых 2014 года по версии Фокуса), будет несложно заручиться поддержкой других владельцев крупного бизнеса. В итоге позиции состоятельных людей (особенно так или иначе поддержавших низвержение Виктора Януковича) после прихода Петра Порошенко на президентский пост укрепятся. В то же время богатым, а значит, и сильным кандидат обещает сделать и простой народ. Повышение зарплат, пенсий, стипендий и прочих социальных выплат — неотъемлемая часть обязательств, которые готов взять на себя миллионер. "На все это мы будем тратить деньги, как только их получим, построив новую экономику", — говорится в программе кандидата. Иными словами, если это и произойдет, то нескоро.

Главная преграда, которая может помешать кандидату в воплощении его идей, — грядущие изменения в Конституции, касающиеся еще большего урезания полномочий президента. Пока они не оформлены в конкретный законопроект, но их наработки уже гуляют коридорами Верховной Рады. В случае поддержания таких изменений парламентом новому президенту достанутся лишь декоративные функции. Эта проблема в совокупности с отсутствием собственной партийной команды в Верховной Раде может положить конец большинству планов.

В отличие от основного конкурента — Юлии Тимошенко и Батькивщины, Петр Порошенко не очень-то заинтересован в досрочных парламентских выборах, поскольку его Солидарность даже вместе с поддержавшей его партией "УДАР" вряд ли сможет сформировать парламентское большинство (и впоследствии коалиционное правительство). С этой точки зрения логичнее для кандидата выглядит попытка переформатировать имеющийся парламент, огромная часть которого добровольно побежит к новой законно оформленной власти.

Впрочем, вопросы люстрации, лишения неприкосновенности и "зеленый свет" бизнесу — дежурный перечень обещаний Тимошенко не только перед выборами. Многие из них, ранее дважды занимая пост премьер-министра, Юлия Владимировна реализовать так и не смогла. К примеру, лишить депутатов неприкосновенности. Этот вопрос неоднократно проваливала в том числе и фракция Батькивщины. Последний раз — в мае прошлого года.

К тому же за время премьерства Юлии Тимошенко (2007–2010 гг.) в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business Украина опустилась на шесть позиций, оказавшись на 145-м месте. И хотя некоторые состоятельные люди, например, Петр Порошенко, Дмитрий Фирташ и Валерий Хорошковский, к которым Тимошенко ввиду газового дела и нынешних выборных обстоятельств питает особую нелюбовь, действительно могут опасаться ее угроз о раскулачивании, олигархи, близкие к бывшему премьеру, за свой бизнес могут не волноваться. И тому есть подтверждение: в 2007-м состояние тогдашнего главного спонсора БЮТ, народного депутата Константина Жеваго Фокус оценивал в $1,7 млрд, а уже год спустя он стал обладателем $3,8 млрд. Премьер-министром в то время была Тимошенко.

В сухом остатке, если подходы и методы госуправления Юлии Владимировны с тех времен не изменились, под конец ее президентства страна получит увеличение роста внешнего долга, сокращение ВВП и инфляцию, как это было, например, по итогам деятельности правительства в 2010-м. На этом фоне нам презентуют новую программу реформ вроде "Украинского прорыва: для людей, а не для политиков", как в 2008-м. С расчетом на предстоящие выборы 2019 года, как раз перед их проведением, украинцам традиционно повысят пенсии и соцвыплаты. Учитывая политические амбиции, Тимошенко-президент наверняка попытается расширить свои полномочия. Да и затраты на оборону, милицию и СБУ должны вырасти в разы, поскольку лишь эти ведомства напрямую подчиняются главе государства.

"Украина будет сильной!" — оптимистично заканчивает свою предвыборную программу Сергей Тигипко, отсылая к одноименной политической силе, которую он в свое время влил в Партию регионов, а после развода с регионалами намерен возродить. В представлении Тигипко "сильная Украина" — это государство с максимальной экономической и культурной автономией регионов, выборностью губернаторов, русским языком как вторым государственным, масштабными инфраструктурными проектами. А по легкости ведения бизнеса, обещает Тигипко, Украина войдет в первую десятку стран мира.

Почти такие же обещания он давал и ранее, в программе, с которой шел на президентские выборы-2010. Разве что тогда речь не шла о выборности губернаторов и втором государственном. Похоже, сейчас эти пункты появились по конъюнктурным соображениям, ведь основной электоральный потенциал кандидата сосредоточен на востоке и юге страны. Шансов реализовать свою программу у Сергея Тигипко было достаточно. С марта 2010-го по декабрь 2012-го в правительстве Азарова он занимал пост вице-премьера, а после еще и должность министра социальной политики. Особых успехов на этом поприще не добился. Работа Тигипко в правительстве запомнилась экономическими новациями, приведшими к Налоговому майдану, а также пенсионной реформой, после которой политик тотчас оказался в пятерке самых нелюбимых украинцами.

Предыдущая деятельность Тигипко показывает, что привычные для бизнеса подходы он пытается применить и в политике, что не всегда приводит к успеху. Ярчайший пример — история с "конвертацией" трех с лишним миллионов голосов, полученных на выборах-2010, в пост вице-премьера. Этот шаг многие избиратели Тигипко восприняли как предательство. Поэтому и свое президентство он наверняка будет использовать как масштабный бизнес-проект, учитывая собственные интересы в экономике, и прежде всего в сфере финансов. Руководители других финансово-промышленных групп при президенте Тигипко о своих капиталах могут не волноваться — в его предвыборной программе популярного нынче упоминания о "борьбе с олигархами" нет вообще.

Люди, ранее работавшие с Тигипко в бизнесе и в политике, характеризуют его как жесткого управленца и убежденного неолиберала. Вышеупомянутая пенсионная реформа тому наглядное подтверждение. Несмотря на то, что в своей программе он традиционно обещает поддержку социально незащищенному населению, при президенте Тигипко Украина вряд ли станет государством всеобщего благоденствия. Социальный разрыв между богатыми и бедными увеличится, а максимальные преференции будут у крупного бизнеса, который, по мнению Тигипко, способен снять социальную нагрузку с бюджета.

Во внешней политике Тигипко никогда не был ярым приверженцем евроинтеграции. Наоборот, всегда тяготел к России. В случае его победы на выборах Украина не станет ни членом ЕС, ни членом НАТО. По всей видимости, страна вернется к избитой многовекторной практике времен Леонида Кучмы, превратившись, как обещает сам кандидат, в региональный инструмент влияния на соседей путем умелого использования своего особого буферного положения.

* По данным опроса, проведенного Киевским международным институтом социологии 29 апреля – 11 мая 2014 года. Методом личного интервью опрошено 2022 респондента во всех областях Украины (за исключением АР Крым).
Статистическая погрешность не превышает:
3,3% для показателей, близких к 50%,
2,8% — для показателей, близких к 25%,
2,0% — для показателей, близких к 10%,
1,4% — для показателей, близких к 5%.

Милан Лелич, Дмитрий Орлов, Юлия Самсонова, Фокус