Кучма взял минское управление. Зачем Зеленский снова назначил второго президента Украины главным переговорщиком

Фото: president.gov.ua
Фото: president.gov.ua

5 июня Трехсторонняя контактная группа (ТКГ) по урегулированию ситуации на Донбассе впервые собралась в Минске в новом составе. Фокус выяснял, почему минский процесс становится закрытой темой для обсуждения при президенте Владимире Зеленском, и можно ли ожидать от России компромиссов по темам переговоров в ближайшем будущем.

Первая информация о начале работы ТКГ появилась после полудня в микроблоге МИД Беларуси в Twitter.

Президенту Владимиру Зеленскому понадобилось время для того, чтобы найти, каким образом вывести Минские договоренности на новый уровень. Доказательством тому стало обновление состава ТГК, а точнее – возвращение в состав группы главного переговорщика последних лет. Так, 3 июня на сайте администрации президента появилось распоряжение Зеленского №57/2019-рп о том, что второй президент Леонид Кучма уполномочен представлять Украину в ТКГ по урегулированию ситуации на Донбассе на общественных началах. Примечательно, что 31 мая в АП на консультациях Зеленского с Кучмой по поводу его назначения присутствовал бизнесмен Виктор Пинчук.

3 июня Зеленский собрал в АП секретаря СНБО Александра Данилюка, начальника Генерального штаба Руслана Хомчака, заместителя главы АП Владимира Пристайко, вице-премьер-министра регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадия Зубко, министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадима Черныша, дипломата Александра Моцика, генерал-майора Богдана Бондаря, экс-омбудсмена, председателя правления общественной организации "Украинский институт по правам человека" Валерию Лутковскую.

Президент, представляя Кучму в "новом старом статусе", напомнил присутствующим: "В течение 2014-2018 годов, когда Леонид Данилович возглавлял ТГК, в Донецкой и Луганской областях удалось остановить полномасштабные боевые действия, вернуть из плена более 3 тыс. украинских военных и гражданских, начать восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса".

Кучма, в свою очередь, сказал: "Не мог не согласиться с таким предложением, так как действительно Украина переживает не самые легкие свои времена. У меня есть такая возможность и при группе, которая сегодня создана в Нормандском формате, сделать свой вклад. Если данной группой будут приниматься какие-либо решения, они должны быть реализованы. Я не могу работать в качестве "свадебного генерала".

Вес противоречий

Первым предложением Кучмы как руководителя украинской делегации ТКГ стало "прекращение боевых действий на время жатвы".

4 июня президент Зеленский во время совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в Брюсселе заявил, что Киев внесет в повестку дня заседания ТГК 5 июня вопросы прекращения огня и обмена пленными. "Украина будет активно работать над гуманитарным направлением, а также экономическими вопросами", – заявил Зеленский. И добавил, что начальник Генштаба Хомчак в среду примет участие в первом после обновления состава украинской делегации заседании ТКГ: "Он будет работать согласно нашей украинской доктрине… На первой встрече в Минском формате будут определенные предложения по возвращению к Минску. Прекращение огня – мы хотим все закончить".

Однако на следующий день Зеленский взял свои слова обратно. Пресс-служба АП разместила в Facebook сообщение о том, что "участие начальника Генерального штаба вооруженных сил Украины Руслана Хомчака в заседании подгруппы по безопасности ТКГ по урегулированию ситуации на Донбассе в Минске в настоящее время не актуально".

Следует отметить, что пресс-секретарь Кучмы Дарка Олифер утверждает, что он обсудил повестку дня переговоров в Минске с представителем ОБСЕ по ТКГ Мартином Сайдиком. "Основные вопросы – освобождение заложников и вопросы безопасности", – пишет она в Facebook.

К слову, гуманитарную подгруппу в ТГК в Минске возглавила бывший уполномоченный Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская. Иными словами, она будет отвечать за "разблокировку" вопросов освобождения заложников.

Ее предшественница первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко пишет на своей странице в Facebook: "Реальных переговорщиков, способных вести трудный диалог с РФ и международными партнерами в стране очень мало. Тот факт, что новый президент оставил переговорную команду без изменений (я сама написала заявление об отставке, как член команды Порошенко, но передала всю информацию о заложниках новой команде), подтверждает, что Порошенко в свое время определил сильную группу, которая боролась за Украину".

Фокус попытался узнать более детально о позиции экс-уполномоченного президента по мирному урегулированию конфликта в Донецкой и Луганской областях, и получил от руководителя секретариата Геращенко следующий ответ: "Пока что Ирина Владимировна не будет комментировать вопросы Минска. Все, что она могла сказать на этот счет, она уже сказала. Пусть люди войдут в курс дела. Сейчас нужно взять паузу и посмотреть, что будет происходить".

Без концепции

Реакция Кремля на возвращение Кучмы в ТГК была лаконичной. "Кучма весьма авторитетный, опытный деятель, который хорошо разбирается в проблематике, но очень важна концептуальная позиция главы государства", – заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Президент Беларуси не скрывает своей радости от назначения Кучмы. Александр Лукашенко сказал ему при встрече в Минске 5 июня: "Политика, Леонид Данилович, тебя не отпускает никак. Но это к лучшему. Я должен сказать, что это оценка не только моя, это большой части наших белорусов. Они с удовлетворением – не только политики – восприняли ваш приезд в Беларусь".

Как рассказывает Фокусу директор Департамента европейской интеграции секретариата Кабинета министров (2012—2013) Василий Филипчук, персональные изменения лиц в составе ТГК не означают, что ситуация сдвинется с мертвой точки.

"Это многомерный конфликт, включающий, как минимум, три измерения процесса: Россия-Запад, где мы являемся частью поля боя; внутренние проблемы Украины, которые привели к тому, что произошли региональные расхождения именно в идентификации региональной принадлежности, заложенные во времена президентства Виктора Ющенко; плюс к этому украинско-российские противоречия. Речь идет о геополитическом конфликте и даже назначение гениального переговорщика со стороны Украины не повлияет на урегулирование конфликта, если на это не будет доброй воли со стороны Вашингтона и Москвы", – утверждает Филипчук.

По его мнению, Кучма может только возобновить процесс переговоров, но не изменить его кардинально. "Был ли он эффективен? Вряд ли. Из публичных объяснений Кучмы следует, что ранее ему не разрешали вести активную дипломатию, поэтому он и покинул ТГК. Но мы не услышали в достаточной мере ни объяснений, ни планов. Сейчас непонятно, что должно измениться в переговорной позиции для того, чтобы результаты были эффективными", – говорит дипломат Фокусу, обращая внимание на то, что Зеленский должен заявить, как он видит выполнение Минских договоренностей или же настаивает на их пересмотре, какие новые существенные моменты следует внести в процесс, а затем определиться с теми, кто их должен реализовать.

"Мы можем вернуться к прежнему процессу, но если в том же уравнении останутся те же данные, то сложно будет ожидать иного результата", – предупреждает Фокус Филипчук.

Юридические основы

Директор Украинской правовой консультативной группы Надежда Волкова подсказывает Фокусу, что в Минский процесс не заложено юридических основ.

"Это больше политические договоренности. Украина должна понимать, какие позиции ей важно отстоять и, отталкиваясь от этого, уже формировать политические месседжи. Юридическую составляющую важно держать за основу. Задание переговорщиков – оформить ее в политический месседж". Кроме того, она считает, что Минский процесс и Нормандский формат должны быть взаимосвязаны между собой. "Все зависит от намерений президента. Сейчас Нормандский формат перезапускается... Это внешнеполитическая поддержка", – говорит Волкова.

По ее словам, в идеале взаимодействие должно выглядеть так: если внутри Минского процесса создаются тупиковые ситуации, в процесс должен подключаться Нормандский формат, который бы мог оказывать дополнительное внешнее давление. "Я так это вижу, как юрист. Однако нужно знать все политические тонкости. Не забывайте, что за Кучмой все-таки стоит Пинчук. Что касается Минского процесса непосредственно, то без Нормандского формата он слабее", – делится с Фокусом наблюдениями Волкова.

"Первое заседание позволит очертить круг вопросов, которые намерена затронуть Украина, намерения, какую цену мы готовы платить по каждому вопросу, и какие требования выносит Украина по отношению к российской стороне, а также оценивать намерения РФ. Должен быть взаимообмен интересов и готовности решать вопрос. В украинских интересах настаивать, что идет не гражданская война, а военный конфликт, поддерживаемый РФ", – заключает Волкова.

Юрист Украинской правовой консультативной группы Алина Павлюк напоминает Фокусу, что Валерия Лутковская уже была привлечена к Минскому процессу, когда занимала должность уполномоченного по правам человека. "Когда готовился обмен военнопленных, который прошел в 2014 году, Офис уполномоченного проводил верификацию лиц, которые передавались самопровозглашенным республикам. Лутковская присутствовала на заседаниях минской подгруппы. У нее есть полный кредит доверия со стороны родственников военнопленных. На нее возлагаются особые надежды", – рассказывает Фокусу Павлюк.

Директор департамента информации МИД в 2010 – 2013 годах Олег Волошин убежден, что личность в Минском процессе "играет колоссальную роль". "Освобождение военнопленных происходит на личных договоренностях. Например, к Медведчуку есть доверие, а к Геращенко – нет, потому что она играла в политику, представляя себя супер-патриотом. Лутковская не заинтересована в пиаре, но сказать, что именно она сможет изменить – сложно. Есть правовые вещи, которых можно добиться за счет упорных усилий: допуск адвокатов, оказание медицинской помощи, связь с родственниками, прочие гуманитарные аспекты, но ведь окончательное решение будет зависеть не от Лутковской, а от готовности сторон действовать, к примеру, проводить обмен всех на всех", – говорит Фокусу Волошин.

По его убеждению, ключевое решение будет приниматься в Кремле: "В Москве Кучму уважают, но в данном случае он выступает в роли представителя Украины, за которым должна быть очерчена конкретная позиция, определенный набор действий".

"Предпосылки для видоизменений есть, но говорить пока что не о чем, – рассказывает Волошин, отмечая взаимоисключающие заявления президента Украины. – Если у Зеленского и есть желание добиться мира, то явно нет никакого понимания, как в этом направлении действовать".

По словам Волошина, Россия заняла выжидательную позицию, как минимум, до завершения парламентских выборов, чтобы понимать, можно ли будет находить точки соприкосновения хотя бы с новым премьер-министром Украины.