От кремлевского информбюро. Как итальянский суд узаконил виртуальную реальность российских СМИ

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Related video

За два года до того, как нацгвардейца Виталия Маркива приговорили в Павии к 24 годам тюрьмы за убийство фотографа Андреа Роккелли под Славянском в мае 2014-го, редактор итальянского портала Stop Fake Мауро Воерцио объяснял, какие идеологические циклоны веют над Апеннинским полуостровом. "У нас медиа очень быстро стали на сторону России, — говорил он. — Еще со времен Майдана многие говорили, что там были нацисты. Общей тональностью было то, что украинцы плохие, убийцы, а русские хорошие. А Виталий Маркив — идеальный персонаж, чтобы показать, какие украинцы плохие… Есть хорошие журналисты, есть те, кто плохо разбирается в фактах, о которых пишут, есть ангажированные политически, которые цепляются за одну версию событий. Все эти журналисты в конце концов хватаются за идею, которая циркулирует в обществе, что "лучше быть на стороне Путина, чем против Путина", и вот имеем результат. Здесь нет теорий заговора".

Возможно, Воерцио прав. Локальной конспирологией в данном случае мало что можно объяснить. Однако есть внешние факторы. Прежде всего российский. Его семена несколько лет кряду ложатся в почву итальянского социума. И дают обильные всходы, поскольку совпадают с картиной мира, которую проповедуют местные политики, пришедшие недавно к власти. Судилище над Виталием Маркивым — последствия этого российско-итальянского симбиоза.

Главный "лигеонер" Путина

В минувший понедельник прокуроры Милана вызвали на допрос Джанлуку Савоини, президента ассоциации "Ломбардия — Россия", члена ультраправой партии "Лига Севера" (с 2018 года просто "Лига"), и соратника одного из ее лидеров Маттео Сальвини — нынешнего вице-премьера и главы МВД Италии. Это произошло после того, как американское издание Buzzfeed опубликовало аудиозапись и полную расшифровку переговоров трех россиян с тремя итальянцами, одним из которых и оказался Савоини, чей голос идентифицировали. На встрече обсуждалась заманчивая схема: российская нефтяная компания в течение года поставит через посредников итальянскому нефте- и газодобывающему гиганту Eni не менее 3 млн тонн топлива стоимостью около $1,5 млрд. Самым лакомым в этом предложении была льготная ставка. По расчетам аналитиков, скидка могла сэкономить итальянцам $65 млн, и эти деньги должны были стать приятным бонусом для "Лиги".

Заключили ли в итоге сделку, ни BuzzFeed, ни итальянский журнал L"Espresso, в феврале сообщивший о переговорах в московской гостинице "Метрополь", не говорят. Сам Савоини отказался давать показания по делу. А Маттео Сальвини — ныне политик №1 в Вечном городе — открестился от обвинений: "Я никогда не взял у русских ни одного рубля или евро и даже литра водки! Из Москвы я всегда привозил лишь матрешки и фигурки "Маши и Медведя" для дочки".

В публикации BuzzFeed подчеркивают, что "записи из "Метрополя" — первое убедительное доказательство скрытых попыток России финансировать европейские националистические движения и очевидного соучастия некоторых высокопоставленных представителей правых сил в этих попытках". Однако трудно сказать, будет ли начатое расследование доведено до конца.

История дружбы итальянских ультраправых с Кремлем давняя, но до сих пор им удавалось избежать скандалов с российскими деньгами типа тех, в которых в свое время погрязла глава французского "Национального фронта" Марин Ле Пен. Об осторожности и более изощренных схемах финансирования это говорит больше, чем о бескорыстии. Сальвини и Ле Пен — идеологические сиблинги. Когда в декабре 2014-го Элену Боски, министра реформ в тогдашнем итальянском правительстве, попросили прокомментировать появление Сальвини на обложке журнала Oggi обнаженным, в одном зеленом галстуке, та ответила, что ее больше волнует его тесная связь с французским лидером "партии, имеющей фашистские корни". Самая большая разница между Сальвини и Ле Пен в том, что первый у себя в стране имеет полноценную власть, а вторая только рвется к ней. Однако оба они яростные сторонники Путина.

Fullscreen

Итальянский "новорос". Нужно было очень сильно промыть мозги людям на Апеннинах, чтобы они отправились на Донбасс бить "фашистов"

В ходе недавнего визита в Рим российский президент в интервью газете Corriere della Sera сказал, что постоянно контактирует с "Лигой", подчеркнул, что "Сальвини очень доброжелательно настроен к нашей стране". Такая "душевность" итальянского политика проявляется несколько лет подряд. В 2014-м он посещал Россию и Крым, фотографировался в футболке с изображением хозяина Кремля на Красной площади. Он же поддержал инициативу депутатов "Лиги Севера", обратившихся к парламентариям с призывом вступать в ассоциацию друзей Путина, и осудил введение санкций против России. Уже заняв ключевой пост в правительстве, Сальвини заявил, что украинский Евромайдан был "псевдореволюцией", а Россия аннексировала Крым "законно".

При этом и в своих оценках происходящего в Крыму и на Донбассе, и в своих действиях Сальвини оказался далеко не одинок. Визиты в Крым и на Донбасс, помимо него, наносили и другие итальянские политики. Не только от "Лиги", но и от партий "Новая сила" и "Италия, вперед". Более того, общая атмосфера, царящая в итальянском обществе, привела к тому, что страна стала заметным "поставщиком" боевиков, решивших повоевать за "ЛДНР".

Наемники с Апеннин

В начале июля суд Генуи впервые в истории страны вынес приговор троим наемникам, участвовавшим в боевых действиях на стороне сепаратистов. Двое из них получили по два года и восемь месяцев тюрьмы, третий — вполовину меньше. Разница в сроках объясняется тем, что первые двое занимались вдобавок вербовкой. Однако сама эта тройка — капля в море тех, кто с оружием в руках воевал и воюет против Украины.

Два года назад издание "Цензор.нет" опубликовало список в несколько десятков фамилий итальянских "солдат удачи" на Донбассе. В нем оказались двое из тех, кого затем осудили в Генуе.

Антонио Катальдо из местечка Чизано ди Сан Доменико, ветеран Французского иностранного легиона, до Украины успел повоевать в качестве наемника в Ливии на стороне повстанцев. Там его задержали и поместили в тюрьму города Триполи. После "подвигов" в составе одного из батальонов "Армейского корпуса ЛНР" отправился в Сирию защищать еще одного друга Кремля — президента Башара Асада.

Владимир Вербитчи, уроженец Молдовы, до приезда на Донбасс проходил подготовку в военно-воздушных силах Италии, гражданином которой он является. В его активе — войны в Ираке, Афганистане и Ливии.

В биографиях тех, кто ринулся защищать "русский мир" на востоке Украины, но пока еще не угодил за решетку, попадаются интересные детали. Например, мать Габриеле Каругати, воевавшего в числе прочих в батальоне "Призрак" Мозгового, работала секретарем офиса "Лиги Севера" в городе Кайрате. Андреа Палмери из провинции Тоскана на родине объявлен в розыск за совершение уголовных преступлений. Эди Буитрэ Онгаро из провинции Венеция был одним из участников "Международной конференции добровольцев", организованной Александром Бородаем в Москве. Витторио Никола Ранжелони — геодезист, хорошо владеющий русским языком, — повоевав в батальоне "Призрак", решил продолжить карьеру в "Министерстве информации ЛНР" военным корреспондентом информагентства LNR Today. Переводил на итальянский язык военные бюллетени и заявлял, что является бойцом информационной и пропагандистской войны. Связан с итальянскими организациями Speranza и Coordinamento solidare per il Donbass.

Последний штрих важен для понимания того, как вообще формируется взгляд на украинские события в Италии. Потому что без сети разного рода движений и обществ вряд ли был бы возможен нынешний уровень украинофобии на Апеннинах.

Паутина "ЛДНР" в Италии

В упомянутой публикации "Цензор.нет" указаны 11 итальянских негосударственных организаций, которые поддерживали сепаратистов на востоке Украины. Их активисты "финансовыми и иными материальными вложениями предоставляют помощь террористам НВФ (незаконных вооруженных формирований. — Фокус), организовывали переброску наемников для пополнения состава военизированных формирований. Ими же проводятся массовые мероприятия в Италии в поддержку деятельности террористов "ДНР" — "ЛНР" и агитация для официального признания этих структур органами государственной власти Италии".

Если зайти на Fb-страницу Speranza (с итальянского переводится как "надежда"), нетрудно заметить разлитую там украинофобию. Например, под видео с появлением в суде Виталия Маркива с традиционным приветствием к соотечественникам "Слава Украине!" прикреплен комментарий: "Посмотрите на это лицо и его надменное поведение СВЕРХЧЕЛОВЕКА — какие можно сделать выводы?" А сам текст об итоговом судебном заседании — на русском, хотя большинство публикаций на итальянском, и сводится он к частичному пересказу диалога между обвинением и защитой, от которого веет то ли подделкой, то ли абсурдом. Вот образчик:

"Обвинение: у нас имеются перехваченные разговоры обвиняемого, в которых он заявляет, что убил журналистов. Хотите послушать?

Защита: ..."

Это ложь. Потому что Илария Морани — журналистка, которая в статье для газеты Corriere della Sera впервые процитировала имевший место телефонный разговор, где Маркив якобы признавался в том, что убил итальянского фотографа ("Обычно мы не стреляем в направлении города и по гражданским, однако когда видим движение, заряжаем тяжелую артиллерию. Так произошло с автомобилем двух журналистов и переводчика") — впоследствии объя­сняла, что запись не сохранилась. При этом именно данная "цитата" стала основанием для ареста украинца. Сам Виталий утверждает, что о смерти Роккелли узнал из разговора с журналистами и никогда не заявлял, что украинская армия стреляла в его сторону.

Если к этому добавить, что в том же посте Speranza упоминается снайперская винтовка, из которой якобы нацгвардеец мог убить Роккелли, абсурд превращается в сгущенные сливки. Из действительной человеческой трагедии начинают торчать уши махровой пропаганды. Причем совершенно в духе "клятвы кремлевских дезинформационных СМИ" (термин, придуманный ресурсом EU vs Disinfo, который борется с фейками): "Полуправда, немного правды и много всего, кроме правды".

Так действуют и другие итальянские "общественные пропагандисты", создающие образ "плохой" Украины и "хороших" России и "ЛДНР". Причем действуют в полном контакте с последними.

Fullscreen

"Не щадя живота своего". Бывший посол Италии в Москве Серджо Романо назвал Сальвини (на фото) "мальчиком на побегушках для Путина"

В конце 2016 года стало известно об открытии в Турине так называемого "представительства ДНР" в Италии. За этим событием маячила фигура Маурицио Марроне, регионального представителя в Пьемонте правой партии Fratelli d"Italia ("Братья Италии"). Примерно месяцем позже группа депутатов от правящей Демократической партии направила парламентский запрос в правительство с требованием официально отреагировать на этот факт. Умберто Д"Оттавио, один из шести подписантов обращения, подчеркнул, что данный вопрос не является проблемой местного уровня — это дело национального масштаба. "Следует противостоять фашистскому национализму, который представляет так называемая "республика Донбасс". Мы будем оказывать давление, пока итальянское правительство, созданное месяц назад, не осудит инициативу Маурицио Марроне".

Новое итальянское правительство не слишком торопилось с осуждением. Марроне вовсю продолжал действовать против Украины. В июне того же года он опубликовал документ, нагнетающий страсти вокруг "дела Маркива": "Андреа Роккелли, убитый фоторепортер в 2014 году на Донбассе, был одним из свидетелей этого конфликта. После трех лет нет никаких результатов, обструкционизм со стороны украинских властей и списывание на результат несчастного случая. Я хочу привлечь внимание аудитории: все знакомы с историей Реджени (итальянский исследователь, убитый в Египте. — Фокус) благодаря кампании в средствах массовой информации, но, к сожалению, то же самое не происходит с Роккелли, — может потому, что Украина — союзник Италии и хочет вступить в НАТО".

А в сентябре он браво отрапортовал, что "правительство Италии откликнулось на наш призыв отреагировать на террористические действия киевских властей. Президент Украины Петр Порошенко был лишен статуса почетного гражданина Вероны по ходатайству члена городского совета от партии "Лига Севера" Вито Коменчини". Зная, кто стоял за данной инициативой, посол Украины в Италии Евгений Перелыгин назвал происшедшее "спектаклем Кремля". Однако следует оценить напор, с которым все делалось, и согласованную работу "ДНР" и итальянских структур (кроме "Лиги", весьма активно действовала довольно влиятельная ассоциация "Венето — Россия"). Чуть ли не целый год в Вероне показывали фильмы о войне на Донбассе. Сюда же привозили дончанку Анну Тув, которая излагала соответствующую версию событий. Веронские депутаты ездили в Крым и на неподконтрольные территории. Там были организованы встречи с "главой ДНР" Александром Захарченко, а после его убийства в Италии прошли вечера памяти о нем.

В феврале текущего года к туринскому "представительству "ДНР" добавилось еще одно — в Вероне. Его возглавил Пальмарино Дзоккателли — одна из знаковых фигур в среде итальянских сепаратистов. Украинская сторона передала МИДу Италии ноту по поводу случившегося. Отечественные дипломаты назвали Дзоккателли "политическим маргиналом", готовым повышать уровень провокаций, чтобы "получить большую благосклонность московских кураторов". Но это вполне точное определение не меняет сути происходящего: в Италии продолжается ползучая легитимизация "ЛДНР". И тот факт, что акции в "представительствах" порой носят камерный характер, вряд ли должно успокаивать Киев. В них участвуют весьма знаковые фигуры.

Fullscreen

Безлапый орел. Символику представительского центра "ДНР" издалека можно принять за российскую. Эта та "ошибка", которая открывает правду

Реальность от медиа

К примеру, инициированную "представительством" конференцию на тему "Война или мир" в городе Волано посетил Джульетто Кьеза, автор нашумевшей книги о трагедии 9/11 в США. Нельзя недооценивать его влияния не только на отечественную, но и на европейскую аудиторию. После недавнего изъятия итальянской полицией арсенала оружия у праворадикалов, воевавших на Донбассе на стороне пророссийских сил, Кьеза интерпретировал этот казус в свойственном ему конспирологическом ключе: в Украине "есть гнездо националистов, которые (после получения Киевом безвиза. — Фокус) могут свободно передвигаться по Европе. Поэтому кто может их контролировать? Открывается рана внутри Европы, и этим очень легко могут воспользоваться те, кто хочет дестабилизировать ситуацию". Если высказанную мысль подхватит сеньор Сальвини и его партия, это создаст дополнительные трудности для Украины.

Стоит ли удивляться, что совокупность всех факторов стала роковой для судьбы Виталия Маркива. Его объявили убийцей задолго до официального вынесения вердикта. Еще не начался суд, как итальянская пресса уже определила степень его виновности, вбив ее аршинными гвоздями в заголовки и тексты. "Он убил в Украине фоторепортера Роккелли" (La Stampa и Il Giornale, газета, принадлежащая медиаимперии Сильвио Берлускони). "В аэропорту арестовали киллера итальянского фоторепортера" (Il Resto del Carlino, Болонья). И тому подобное. Все, что сделал итальянский суд, — узаконил созданное общественное мнение.

Итальянская редакция Stop Fake после вынесения приговора украинцу так описала сложившуюся ситуацию: "Реальность больше не является тем, чем она является на самом деле. Реальность — это то, что описывается средствами массовой информации, которые следят за повествованием и строят свои статьи вокруг этих повествований… 90% итальянских журналистов ненадежны, потому что даже те, кто кажутся "нейтральными", на самом деле думают в первую очередь о своих интересах. Есть материалы от других итальянских репортеров, которые в 2017 году утверждали, что имели разные версии с "заинтересованными" людьми". И резюме: "Вот невинный человек в тюрьме и два журналиста, которые не покоятся с миром, потому что их убийцы все еще свободны".