Почему СБУ и ГБР заблокировали систему сенсорного голосования в Верховной Раде и кому это выгодно

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

27 августа председатель Верховной Рады VIII созыва Андрей Парубий заявил, что рабочее испытание сенсорной клавиши для голосования народных депутатов было сорвано силами Службы безопасности Украины и Государственного бюро расследований. Фокус разбирался в причинах и последствиях скандальной ситуации

Related video

По версии спикера, которую он представил на брифинге, 23 августа сотрудники СБУ и ГБР без официального предупреждения и решения суда вошли в здание Верховной Рады и заблокировали сервер перед началом тестирования общей нагрузки системы электронного голосования "Рада". "Силовые органы препятствуют установлению сенсорной клавиши, блокируя мозг Верховной Рады – компьютерный центр управления системой "Рада-3", – предупреждает Парубий.

В подтверждение своих слов он показал журналистам письмо из ГБР, направленное на имя первого заместителя руководителя аппарата – управляющего делами Верховной Рады Петра Бондаря.

Из текста следует, что "центральным аппаратом ГБР при оперативном сопровождении департамента контрразведывательной защиты интересов государства в сфере информационной безопасности СБУ осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве по признакам уголовного правонарушения, предусмотренного статьей 363 Уголовного кодекса по факту нарушения служебными лицами аппарата Верховной Рады правил эксплуатации электронно-вычислительных машин (компьютеров) и автоматизированных систем путем внедрения использования серверной клавиши в электронной системе подсчета голосов карточками народных депутатов".

Важно
Зеленский тянется к кнопке. Как запретить депутатам голосовать за себя и за того парня
Зеленский тянется к кнопке. Как запретить депутатам голосовать за себя и за того парня

На время проведения досудебного следствия серверная временно опечатана, а просьба следователя второго следственного отдела первого управления организации досудебных расследований (управления по расследованиям преступлений в сфере служебной деятельности и коррупции) Олега Хороновского выглядит так: "обеспечить круглосуточную охрану и исключить доступ каких-либо лиц в помещение центра управления системой "Рада".

Кому выгодно

Ясность в сложившуюся ситуацию пытался внести первый заместитель главы аппарата Верховной Рады Владимир Слышинский. Он утверждает, что уголовное производство было открыто на основании его заявления.

"На меня оказывалось давление, чтобы я осуществил запуск сенсорной кнопки... Но я сообщил в ГБР о том, что это может привести к парализации голосования в парламенте, поскольку противоречит техническим нормам, – говорит он, и добавляет, что Парубий и Бондарь намеревались запустить процесс самостоятельно. – После чего на абсолютно законных основаниях были допущены представители ГБР и СБУ для проведения проверки... После передачи мной информации в 23:00 меня отстранили от выполнения обязанностей".

По утверждению представителя президента в Верховной Раде Руслана Стефанчука, сенсорная клавиша вводилась "нахрапом", без технического и юридического обоснования.

"Эти гарантии должны быть прописаны в законе о регламенте комитета Верховной Рады. Кроме того, Верховная Рада работает на программном обеспечении 2002 года. Этот подход нужно менять. Мы планируем создать отдельный комитет Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации", – рассказывает Стефанчук. По его словам, партия "Слуга народа" поддерживает внедрение сенсорной клавиши, которая станет составной частью системы "Рада-4". Однако проект может воплотиться в жизнь не ранее, чем через полгода. При идеальном сценарии система будет реагировать не на тепло руки народного депутата, как того требует сенсорная клавиша, а на отпечаток пальца.

Следует отметить, что на разработку, сертификацию и внедрение системы электронного голосования "Рада-4", согласно предварительным подсчетам, понадобится около 360 млн грн.

Фокус обратился к генеральному директору Комитета избирателей Украины Алексею Кошелю с вопросом, по какой причине проблемы сенсорной клавиши стали делом, требующим вмешательства спецслужб, за несколько дней до начала работы Верховной Рады IX созыва.

"Сейчас происходит борьба за то, кто будет автором инициативы. Новая власть пытается донести избирателям тезис о том, что с их приходом прекратилось такое позорное явление, как "кнопкодавство", – предполагает Кошель.

По его мнению, после внедрения сенсорной клавиши теряет смысл введение уголовной ответственности за неперсональное голосование. "Сенсорная кнопка это делает невозможным – ведь никто из народных депутатов не будет отрезать фаланги пальцев для того, чтобы за него голосовали во время его отсутствия в сессионном зале парламента", – заключает Кошель.

Отдельно он напоминает Фокусу о том, что введение в действие системы сенсорного голосования откладывалось при председательстве в ВР и Арсения Яценюка, и Владимира Литвина, и Владимира Рыбака, и Владимира Гройсмана, и Андрея Парубия, "потому что спикеры понимали, что, внедрив сенсорное голосование, будет проблематично найти 226 голосов".

История вопроса

Законопроект, которым вводится уголовная ответственность за неперсональное голосование, партия "Слуга народа" обещает поставить на голосование в самые первые дни работы Верховной Рады IX созыва. Эту тему Стефанчук начал муссировать в середине июня, утверждая, что система для голосования "Рада" не сертифицировалась с 2012 года.

Напомним, первым за ее усовершенствование взялся спикер Арсений Яценюк. В 2008 году на разработку системы "Рада-3" с сенсорной панелью было израсходовано 461 тыс. гривен. А в 2011 году народный депутат Яценюк утверждал, что Институт проблем математики, машин и систем Национальной академии наук ежемесячно проверяет работу системы и что для введения в действие "Рады-3" требуется только распоряжение спикера Верховной Рады, которым на тот момент был Владимир Литвин.

По замыслу Яценюка, голосование должно было начинаться с нажатия сенсорной клавиши, удерживая которую, депутат должен был нажимать кнопку "за", "против" или "воздержался". Если в течение 11 отведенных для голосования секунд депутат отпускает одну из кнопок, его голос не зачитывается.

4 февраля 2013 года Яценюк в качестве председателя фракции "Батькивщина" предположил во время согласительного совета, что "система электронного голосования с помощью сенсорной кнопки "Рада-3" демонтирована".

Из недавних попыток добиться от депутатов персонального голосования можно назвать инициативу Реанимационного пакета реформ, в результате которой в феврале 2015 года народные депутаты подготовили законопроект №1895 о внесении изменений в некоторые законодательные акты (о наложении взыскания на народного депутата за нарушение требований относительно персонального голосования), поддержанный в первом чтении.

Планировалось внести изменения в закон "О регламенте Верховной Рады Украины" и закон "О комитетах Верховной Рады". В пояснительной записке правовед-криминалист, доктор юридических наук Николай Хавронюк подбирает для неперсонального голосования статью 366 Уголовного кодекса, а именно "составление, выдача должностным лицом (ч. 3 статьи 18 УК) заведомо ложных официальных документов (примечание к статье 358 УК), внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов".

7 февраля 2019 года Верховная Рада включила в повестку дня законопроект №8461 заместителя председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонида Емца о внесении изменений в Уголовный кодекс (относительно уголовной ответственности народных депутатов за нарушение статьи 84 Конституции – неперсональное голосование), однако до его рассмотрения дело не дошло.