Опять четверка. Почему переговоры в "нормандском формате" зашли в тупик, не начавшись

Фото: ua.news
Фото: ua.news

Президент Владимир Зеленский ожидает от переговоров в "нормандском формате" кроме решения вопроса по обмену пленными, также договоренностей о конкретных сроках отвода войск РФ с их последующим выводом. Условия, которые ставит Кремль для своего участия в этой встрече, требуют от Украины больших уступок на Донбассе. Фокус узнал, почему встреча в "нормандском формате" откладывается на неопределенное время

Related video

16 сентября на встрече с президентом Словакии Зузаной Чапутовой Владимир Зеленский заявил, что ждет от переговоров в "нормандском формате" "решение, а не просто обсуждение" вопроса обмена пленными по формуле "всех на всех" с определением четких сроков. Он также рассчитывает на согласование конкретных сроков отвода войск противоборствующих сторон сначала в Петровском и Золотом, а потом и вдоль всей линии соприкосновения на Донбассе. В контексте проведения местных выборов на временно оккупированных территориях, Зеленский хочет видеть твердую дату вывода войск с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей, после чего проведение выборов станет возможным.

"Не уверен, сможем ли мы все это решить за одну встречу. Но я очень хочу", – заявил Зеленский.

Следует отметить, что последние переговоры в "нормандском формате" проходили в середине октября 2016 года. Ровно три месяца назад Зеленский заявил о возобновлении переговоров с участием представителей четырех государств. Слова Зеленского прозвучали после его визитов во Францию и Германию и встреч с их лидерами.

Формула любви

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, который является представителем куратора "ЛНР-ДНР" в Кремле Владислава Суркова, утверждает, что подписание в ближайшие дни в Минске контактной группой документов о признании Киевом "формулы Штайнмайера" является условием проведения саммита "нормандской четверки". Он также подчеркивает, что Киев не демонстрирует готовности предоставить Донбассу особый статус.

"Но ведь отрицание особого статуса Донбасса отрицает и "формулу Штайнмайера". Иначе получается абсолютная глупость и обман с украинской стороны – нельзя же согласовать механизм вступления в силу закона об особом статуса без намерения предоставить в последующем этот самый особый статус", – считает Чеснаков.

Пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков сказал, что последние заявления украинского руководства по поводу механизма урегулирования ситуации на Донбассе свидетельствуют о необходимости тщательной подготовки встречи "нормандской четверки".

"Подобные заявления подчеркивают необходимость тщательной подготовки саммита, чтобы он был результативным", – предупреждает Песков. При этом он уточняет, что конкретных сроков проведения встречи в "нормандском формате" нет.

Реакция Кремля была вызвана заявлениями министра иностранных дел Вадима Пристайко и представителя в Трехсторонней переговорной группе Леонида Кучмы о недопустимости закрепления специального статуса для Донбасса в Конституции Украины. Стоит отметить, что Пристайко 13 сентября заявил, что "формулу Штайнмайера" еще в 2016 году согласовал президент Петр Порошенко, и поэтому она будет выполняться. Позже Пристайко уточнил, что в Конституцию Украины не будут вноситься никакие изменения об "особом статусе" Донбасса. Оккупированным территориям предлагается развиваться по пути децентрализации, как и всей остальной Украине.

В свою очередь Кучма сказал, что Украина ни в коем случае не должна соглашаться на федерализацию или вносить какие-либо изменения в Конституцию.

"Никаких изменений в Конституцию мы не должны вносить, никаких!", – настаивал Кучма в ходе форума YES 13 сентября.

Более того, второй президент Украины заявил, что не испытывает оптимизма от запланированной встречи лидеров Украины, Франции, Германии и России в рамках "нормандского формата".

Напомним, в 2016 году экс-министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил свою модель политического урегулирования ситуации на Донбассе. Она состоит в том, что Украина принимает закон об особом порядке проведения местных выборов на неподконтрольных территориях. После проведения выборов и публикации отчета ОБСЕ, подтверждающего демократичность голосования, закон "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" временно вступает в силу. Далее в Конституцию вносятся изменения об особом статусе Донбасса и Украине передается контроль над границей с РФ.

Специальный представитель Государственного департамента США Курт Волкер заверил, что международные партнеры не будут подталкивать Украину к проведению выборов на оккупированных территориях Донбасса, пока там остаются подконтрольные России воинские подразделения.

"Я не вижу сценария, когда Украину будут подталкивать к проведению выборов, когда территории остаются оккупированными. Реализация "формулы Штайнмайера" возможна только после того, как выборы состоятся", – сказал Волкер в интервью телеканалу "1+1".

Отметим, 13 сентября представитель Кабинета министров в Верховной Раде Ирина Верещук заявила, что местные выборы пройдут весной 2020 года. При этом Пристайко сообщил, что власти Украины хотели бы проведения местных выборов по всей стране, включая территории временно неподконтрольного Донбасса.

По чужим правилам

Эксперт по вопросам внешней политики и политики безопасности Александр Хара считает, что активизация заявлений о переговорах в "нормандском формате", которая началась после обмена пленными, указывает на поиски президентом Зеленским других подходов в деле окончания войны на Донбассе.

"Это не означает, что в Москве что-то изменилось, и они готовы идти на уступки. Более того, ни Минск, ни "нормандский формат" не поднимают вопрос конфликта с Россией, который намного шире, чем Донбасс. Напомню, это не только вопросы Донецка и Луганска, а и Азовского моря, Крыма, акватории Черного моря, энергетического шантажа", – перечисляет Хара.

По его утверждению, любое перемирие на условиях Кремля приведет к ухудшению ситуации в Украине. Поэтому последние инициативы президента не продвинутся дальше благих намерений.

Сопредседатель общественной инициативы "Права справа" Дмитрий Снегирев напоминает Фокусу, что во время последней встречи в "нормандском формате" в 2016 году основными требованиями России были разведение войск по всей линии фронта и ратификация "формулы Штайнмайера".

"Таким образом, РФ хотела избежать ответственности – не вывести войска, а провести разведение. В начале сентября, после встречи в Берлине, Пристайко заявлял, что необходимо компромиссное решение, есть определенные договоренности. После этого его заявления несколько раз менялись. Думаю, это сделано для того, чтобы изучить градус напряжения и восприятия этой темы в обществе", – рассказывает Снегирев Фокусу.

Ведущий специалист Центра международных исследований Дипломатической академии Елена Снигирь обращает внимание Фокуса, что заявления главы украинского МИД дают повод для самых разных интерпретаций.

"Кремль требует "формулу Штайнмайера" сейчас, если Украина ее не примет, то что предложит взамен. Более того, из России слышны заявления, что переговоры по пленникам будут проходить только в "нормандском формате". Возникает вопрос, нас загоняют или уже загнали в ловушку?", – делится с Фокусом своими наблюдениями Снигирь.

По словам Снегирева, разведение войск по всей линии фронта на Донбассе, о котором говорит Пристайко, несет угрозу потенциального наступления противника.

"Сейчас разведение проходит в районе населенных пунктов Станица Луганская, Петровское и Золотое. По двум последним сейчас идет обострение ситуации. В Золотом мы открываем Первомайско-Стахановское направление, там сейчас идут обстрелы. Мы фиксируем накопление сил, кроме того там две военные базы регулярных войск РФ. В Петровском – степная зона, танкоопасное направление в сторону Мариуполя", – говорит Снегирев Фокусу.

Следует отметить, что министр иностранных дел Словакии, которая председательствует в ОБСЕ, Мирослав Лайчак считает, что миротворческая миссия на Донбасс может быть введена после разведения войск. Линия фронта на Донбассе составляет более 400 км.