С днем неизвестности. Что знают об Украине иностранцы

Правительство запускает рекламную кампанию, чтобы улучшить имидж Украины. Фокус попытался понять, что с ним не так

Related video

Американские студенты Доминик, Мишель и Кристалл на каникулах путешествуют по Европе. В Риме, познакомившись с корреспондентом Фокуса, они силятся вспомнить, что им известно об Украине. "Откровенно говоря, ничего", – наконец, признается Кристалл. Ее друзья кивают.

Кабмин недавно решил рассказать иностранцам о нашей стране и выделил на рекламную кампанию 9,202 млн. грн. На эти деньги планируется издать два фотоальбома, которые будут раздавать зарубежным дипломатам, снять трехминутный ролик для Euronews и CNN и 15-минутный фильм для выставок, конференций и ярмарок. Часть средств направят на поддержку сайтов украинских дипучреждений за рубежом. Правда, как сообщили Фокусу в МИДе, четкой программы пока нет – сейчас идет поиск агентств, способных разработать стратегию PR-кампании. "Мы изучаем поступающие в министерство предложения. Возможно, будет проведено исследование, чтобы понять, какой хотят видеть Украину иностранцы", – рассказывает замдиректора Департамента информационной политики МИДа Сергей Саенко. Впрочем, с концепцией имиджевой кампании уже определились: Украину собираются рекламировать как страну с туристическим и инвестиционным потенциалом.

Церкви, пабы и уголь в таблетках

62% опрошенных граждан США и Евросоюза воспринимают Украину как нестабильное, кризисное государство. 38% считают ее молодой демократической страной, 14% уверены, что она имеет перспективу, по мнению 9% – это восточноевропейская держава, ориентированная на Запад. Опрос был проведен четыре года назад, но с тех пор имидж нашего отечества вряд ли кардинально изменился. Он скорее ухудшился, считает арт-критик Анатолий Ульянов, более года путешествующий по Европе. Тех иностранцев, которые знают о существовании Украины, он условно разделяет на две группы: одни считают ее совершенно диким местом, другие – страной, которая пережила демократическое пробуждение и стремится на Запад. "Европа, обеспокоенная положением дел в Украине, – это тоже, в общем-то, миф", – говорит Ульянов.

У иностранцев, побывавших в Украине, складывается различное мнение о стране, но в основном впечатления положительные. "Все, что я когда-то знал об Украине, – она возле России, ее столица – Киев, мужчины там должны идти в армию, когда им исполняется 18 лет, люди любят пить водку, а когда выпивают ее слишком много, глотают уголь в таблетках", – рассказывает массажист Джошуа Отто из Западной Вирджинии. Он побывал в Киеве, навещая друзей, и остался в восторге от города: "Круто – вокруг церкви, пабы и красивые женщины".

Его соотечественник Демьян Колодий, нью-йоркский режиссер, до первого визита в Украину знал о ней значительно больше, поскольку вырос в семье эмигрантов. "Мне понравилась украинская кухня, гостеприимность, девушки. Не понравились бюрократия, советская архитектура и подчеркивание собственного статуса демонстрацией богатства", – отмечает он.

Ремонт имиджа

Украинский коллега Вебера фотограф Виктор Марущенко живет то в Киеве, то в Берлине. Он скептически относится к идее рекламирования Украины – по его мнению, представление о стране формируют в первую очередь ее граждане, а не ролики на ТВ. "Немцы видят украинских гастарбайтеров, их бескультурье и делают выводы о стране в целом", – считает Виктор. Позитивные впечатления привозят европейцы, побывавшие в Украине в качестве туристов. Те же, кто приезжает сюда надолго, редко испытывают восторг. "Мой приятель, состоятельный швейцарец, женился на украинке и переехал в Одессу. Продержался пять лет: его здесь обманывали, грабили. Он все бросил, перебрался в Италию", – рассказывает Виктор Марущенко. Правда, он признает, что иногда иностранные бизнесмены все-таки получают в Украине некоторые бонусы в виде преклонения украинцев перед иноземцами.

Алексей Толкмачев, возглавляющий Европейскую ассоциацию украинцев, говорит, что представление об Украине за рубежом было искажено масштабной кампанией по поводу признания Голодомора. "Поскольку эти акции не уравновешивали ничем позитивным, у многих иностранцев сложилось ощущение, что украинцы умирают от голода", – говорит г-н Толкмачев.

Рекламист Андрей Федоров, организатор проекта Design Tomorrow – "Украина как бренд", считает, стране есть что предложить миру, однако, в создании позитивного имиджа полагается скорее на общественные инициативы, чем на государство. "Уже есть проект "Брендинг городов – дело горожан", Discover Ukraine 2012, появляются местные инициативы в Одессе, Чернигове, Львове, других городах, – говорит Федоров. – Они становятся силой, которая может что-то изменить".

Что же касается рекламирования страны на государственные средства, то Максим Сметана, снимавший фильм об Украине для канала ICTV, уверен: миллиона евро вполне достаточно для производства хорошего ролика, если не тратить эти деньги "по-нашему". Напомним, что последняя попытка реанимации украинского имиджа закончилась ударом по нему: проводимый МИДом тендер в 2005 г. выиграла харьковская компания "Конгломерат", которая получила из бюджета 14 млн. грн., после чего другие участники конкурса обвинили министерство в коррупции, заявив, что компания-победитель не соответствовала ряду условий тендера. Например, не имела своего сайта.

Будут вас кусать

Что советуют туристам, собравшимся в Украину

Британский МИД

В барах не принимайте угощений от случайных знакомых – в напитке может быть снотворное.

Остерегайтесь карманников. Учтите, что иностранцы всегда представляют повышенный интерес для уличных преступников. Прячьте подальше ценности и наличные деньги, особенно в местах скопления туристов.

Госдепартамент США

Милиция плохо обеспечена, недостаточно мотивирована, тренирована и экипирована и считается наиболее коррумпированной организацией в Украине. Работа милиции и служб помощи не соответствует западноевропейским и американским стандартам.

МИД Австралии

Вождение авто в Украине может быть опасным. Дороги в небольших городах низкого качества и плохо освещены. Попадаются агрессивные водители, игнорирующие дорожные правила. Пешеходы должны быть особенно внимательными, поскольку водители могут не останавливаться на перекрестках и выезжать на тротуары.

Персональный блог (www.garshol.priv.no/blog)

В Украине людям вроде бы можно доверять. Хорошо, когда находится кто-нибудь, кто знает английский и может провести экскурсию. Но вообще, не рассчитывайте найти людей, говорящих на английском. Большинство людей будут предельно счастливы пообщаться с вами и помочь вам (если только помогать вам – не их прямая обязанность).

Евгений Сафонов, Фокус