Отток мозга. Почему из Украины уезжают молодые и образованные
Закручивание гаек в Украине вновь популяризирует эмиграцию. Первыми пакуют чемоданы молодые и квалифицированные: они не хотят отдать лучшие годы борьбе с идиотскими чиновничьими рогатками, разбитыми дорогами, продажными судами и убийственной медициной
Разумеется, для переезда одного желания недостаточно. Житель Херсона Василий Воронцов три года назад получил диплом о высшем филологическом образовании и с тех пор пытается эмигрировать, сейчас – в Канаду. "Можно уехать по трудовой визе – это работа на фермах, прислугой. Можно воспользоваться иммиграционной программой, но заявок столько, что ждать придется несколько лет, плюс для этого нужно иметь около десяти тысяч долларов. Или поехать по студенческой визе, но учиться дорого, поэтому нужно заранее подыскать за границей работу. Этим я сейчас и занимаюсь", – рассказывает Василий, отмечая, что найти в Украине рекрутера, который не обманет, крайне сложно. Намерение покинуть Украину у Василия возникло еще на втором курсе университета, во время стажировки в Польше. "Потом я поехал работать в Англию и понял, почему туда так рвутся. Даже получая небольшую зарплату, там можно хорошо питаться, одеваться, да еще и откладывать деньги. В нормальной стране живут, а не выживают", – говорит он, замечая, что украинское государство уже и выживать не дает, подтверждение чему – новый Налоговый кодекс.
Хуже девяностых
35-летний харьковчанин Евгений тоже ведет переговоры с рекрутерами. Ему проще – он специалист в сфере IT, а на такие кадры всегда высокий спрос за рубежом. "Сегодня многие айтишники задумываются о миграции. Все очень болезненно восприняли последние изменения в Налоговом кодексе. И дело даже не в деньгах – власть будто решила, что мы зажрались и должны жить хуже. Решение о повышении налога приняли без какого-либо обсуждения с бизнес-сообществом", – возмущается он.
В итоге Евгений опубликовал в своем блоге манифест. Его краткая суть: страна бедна, чиновники выжимают из бизнеса все соки, писать гневные письма политикам бессмысленно, общественное мнение все равно игнорируют. Поэтому нужно не просто сказать власти о том, что граждане о ней думают, а показать, к чему ведет такая политика.
Другой автор, крымчанин Михаил, признается, что раньше считал всех эмигрантов нытиками, а потом и сам задумался об отъезде – когда понял, что страна топчется на месте. "Кто помнит девяностые – тогда было страшно, нестабильно, но ощущалось какое-то движение, может, и неправильное, но оно было. А сейчас как-то все по кругу". Создатель сайта Евгений говорит, что если в 2004–2005 годах многие его знакомые еще верили в перемены к лучшему, то сегодня никто уже не тешит себя надеждами. "Что должно случиться, чтобы ситуация в стране в ближайшее время изменилась? Если бы я мог хотя бы представить, остался бы. А так – понимаю, что если не увезу семью сейчас, то через пять лет буду корить себя, что ничего не предпринял", – признается он.
Вдали от родины
Главный контраргумент эмиграции "хорошо там, где нас нет" отвергают сами эмигранты, не особо тоскующие по родине.
Мила Тешаева шесть лет назад сменила профессию, превратившись из финансового аналитика крупной компании в известного фотографа, а в этом году решила сменить место жительства и переехала из Киева в Берлин. "Понадобилось немного усилий, чтобы найти университет с программой по фотографии, где не требуются знание немецкого языка и диплом бакалавра по арт-специальности, – рассказывает она. – Еще пришлось одолжить довольно крупную сумму, необходимую для получения студенческой визы. Немецкий язык я начала изучать уже здесь, в Берлине, а пока общаюсь с немцами на английском". Покинуть родину, друзей и любимую квартиру Мила Тешаева решилась, когда осознала, что в плане профессионального развития Киев для нее – "замкнутый круг, по которому ходишь с иллюзией, что движешься вперед". Ностальгия фотографа пока не мучает, единственное расстройство – дороговизна сигарет, вынудившая перейти на табак.
Веб-разработчик Михаил Добрин, уже несколько лет живущий с семьей в Амстердаме, тоже не скучает по родине – читает украинские новости в интернете, с родными общается по скайпу и даже "Доктора Хауса" смотрит в украинском переводе. "Это в ХХ веке украинским мигрантам было тяжело, а в современных условиях родина никогда не бывает далеко", – считает он. Львовянка Анна, с 19 лет живущая в Мюнхене, говорит, что за рубежом идеализация родины происходит очень быстро, поэтому временами она все же испытывает ностальгию, но это чувство не вгоняет в уныние. Кроме того, отмечает она, в Мюнхене сосредоточена украинская диаспора, так что всегда есть возможность живого общения с земляками.
"Я никогда всерьез не жалела о своем выборе, – признается Анна. – Очень большую роль в этом сыграл мой университет, от обучения в котором хочется получить как можно больше. Хочешь – занимайся спортом в олимпийском спорткомплексе, играй в оркестре, изучай японский или арабский. Нужны учебники – в библиотеке они есть. Хочешь отучиться семестр или пройти практику за границей – пожалуйста, университет тебе это организует. У молодежи в Европе больше возможностей и сильнее мотивация. Я часто вспоминаю пластунскую фразу: "Молодые мы, и мир нам открыт!"
Евгений Сафонов, Фокус