Электрический шторм. Почему Tesla вновь в кризисе, и чем это может закончиться

Фото: VCG/Contributor/Getty Images
Фото: VCG/Contributor/Getty Images

Tesla переживает очередной кризис в своей довольно короткой истории, который сопровождается заметным падением акций.  Что происходит с производителем электромобилей, разбирался Фокус

Related video

На прошлой неделе акции Tesla упали на 7,5% до ($195,25), и это был первый случай с декабря 2016 года, когда их курс не дотянул даже до $200. Падение по сравнению с прошлым годом составило почти на 40%. По мнению аналитиков, рекордный обвал был спровоцирован как ошибками руководства Tesla, так и стечением обстоятельств.

Это Спарта!

Недавно Илон Маск отправил сотрудникам Tesla письмо, в котором признал, что при нынешнем уровне трат компания продержится не более 10 месяцев. В связи с этим он решил пересмотреть абсолютно все статьи расходов и сократить их до минимума.

В первом квартале нынешнего года Tesla сообщила об убытках в $702 млн. И, хотя затем автопроизводителю удалось привлечь 2,7 миллиарда долларов инвестиций, Маск твердо решил перевести компанию на "спартанскую диету". "Будет тяжело, но для Tesla это единственный способ обрести финансовую стабильность и достичь нашей общей цели – сделать мир экологически чистым", – тогда написал Маск.

Это уже не первый раз, когда руководство Tesla пытается спасти компанию, сократив расходы. В июне 2018 года были уволены 9% сотрудников – как раз в то время, когда Tesla пыталась увеличить производство Model 3, чтобы выполнить порядка 400 тысяч предзаказов на автомобиль. В итоге Model 3 стала самым продаваемым автомобилем 2018 года и принесла компании первую прибыль.

Но удержаться на таком уровне Tesla не смогла. Уже в начале первого квартала 2019 года стало очевидно, что он закончится с убытками. В январе были сокращены еще 7% сотрудников. В феврале компания уже была готова закрыть большинство офлайн-магазинов, но позже отказалась от этой меры, вместо этого повысив цены на автомобили. Это пока не дало особого результата: Маск признает, что не надеется получить прибыль и во втором квартале.

Торговая война

В 2017 году Tesla сделала ставку на китайский рынок, где переход на зеленый транспорт поддерживают правительственные программы. Однако теперь, в разгар торговой американско-китайской войны, этот ход уже не кажется удачным. С 10 мая по указу Дональда Трампа пошлины на китайские товары выросли с 10% до 25%. Китай ответил симметричным повышением пошлин.

Fullscreen

В свете нынешнего состояния американско-китайских отношений выпуск Tesla Model 3 в Поднебесной уже не выглядит такой уж хорошей идеей – Tesla

Тем временем Tesla уже почти достроила завод в Шанхае, заняв у китайских банков $500 млн. До конца года компания собирается выпустить там не менее 3000 экземпляров Model 3. Цена на Model 3 китайского производства еще не установлена. По данным источников Bussiness Insider, она составит около 43 431-50 670 долларов. Хотя произведенные на территории Китая товары не будут облагаться пошлинами, вряд ли обострение отношений между странами не скажется на бизнесе Tesla.

Распыление усилий

Аналитик финансовой компании Wedbush Дэниел Айвс считает, что неудачи Tesla во многом объясняются отсутствием четкой стратегии. "Илон Маск хватается за страховые, робототехнические и всякие научно-фантастические проекты в то время, когда компания должна была бы сосредоточиться на повышении спроса на Model 3 и упрощении своей бизнес-модели", – говорит он.

У Маска действительно хватает всевозможных проектов на различных стадиях реализации. Например, два года назад он основал стартап Neuralink, который работает над созданием устройства для связи мозга с компьютером. Достоверно об успехах этой затеи до сих пор ничего неизвестно. А в апреле этого года Маск заявил, что в 2020 году запустит в США "роботакси" - беспилотные машины для пассажирских перевозок.

Tesla обещает, что к концу года будет выпущено от 360 до 400 тысяч автомобилей. По оценкам Айвса, для компании это бы стоило непомерных усилий. Он прогнозирует, что в лучшем случае Tesla произведет 360-370 тысяч машин, но более реалистичный сценарий – 340-355 тысяч.

Сомнительная безопасность

Инвесторам также не добавляют оптимизма фатальные аварии с участием автомобилей Tesla. Во Флориде 1 марта 2019 года автомобиль Tesla Model 3 с включенным автопилотом на перекрестке врезался в грузовик с прицепом. Удар буквально срезал крышу с машины и водитель беспилотника погиб на месте. Национальный совет по безопасности на транспорте начал расследование (NTSB). В своем заявлении Tesla выразила соболезнования семье погибшего, но при этом намекнула, что он был "недостаточно внимательным" за рулем.

Профессор Нью-Йоркского университета Скотт Галлоуэй считает, что Amazon или Google вполне могут выкупить Tesla

А ведь только год назад Tesla уже отметилась подобным печальным инцидентом. Год назад автомобиль марки, находясь в режиме автопилота, неожиданно изменил курс и на полном ходу врезался в бетонный отбойник, после чего загорелся и взорвался. Водитель скончался от полученных ожогов. Семья погибшего подала на Tesla в суд.

Не столь трагичный, но не менее настораживающий случай произошел недавно в Шанхае: Tesla Model S на парковке сначала задымилась, а потом вспыхнула без видимых причин. Электромобили Tesla возгорались и ранее. Как правило, из-за повреждения батарей.

Профессор Нью-Йоркского университета Скотт Галлоуэй прогнозирует, что в течение года акции Tesla может выкупить другая компания. До этого Галлоуэй уже верно предсказал поглощение сети Whole Foods корпорацией Amazon в 2017 году. И покупателем Tesla, по его мнению, станет не автопроизводитель, а технологический гигант. Например, тот же Amazon, Google или Apple. Слухи о том, что Apple хочет поглотить Tesla, ходят уже несколько лет. А глава Amazon Джефф Безос недавно заявил, что заинтересовался автомобильной промышленностью. Компания уже сделала значительные инвестиции в Rivian – стартап, строящий электрические внедорожники, и при желании у нее еще хватит денег на покупку Tesla.

Молодому американскому автопроизводителю не впервой переживать бурю. Не далее как в прошлом году Tesla испытывала трудности, пытаясь вывести объем производства массового электромобиля Model 3 на уровень в 5000 экземпляров в неделю. Вкупе с вызывающим поведением самого Маска это вызвало сомнения в том, что компания и дальше продолжит существовать в привычном виде. Некоторые эксперты предрекали ей будущее более эксклюзивного, а не массового производителя, каким его видит Маск. Тогда Tesla выстояла, да и производство Model 3 стабилизировалось примерно на желанной отметке. Вот только даже тогда курс акций находился заметно выше 200-долларовой отметки.