черная дыра, галактика
Фото: Earth.com | Важное открытие астрономов: сверхмассивная черная дыра Млечного Пути в прошлом была другой

С помощью многолетних данных рентгеновского телескопа NASA ученые обнаружили ранее невидимый "космический фейерверк".

Астрономы из университета штата Мичиган, США, сделали новое открытие, которое касается сверхмассивной черной дыры в центре Млечного пути под названием Стрелец А*. Из-за огромной гравитации даже свет не может покинуть черную дыру, а потому ее можно изучать только с помощью наблюдений за ее влиянием на окружающую среду. С помощью многолетних данных космического рентсгеновского телескопа NASA NuSTAR астрономы обнаружили ранее не наблюдаемые явления, пишет Earth.

Астрономы провели анализ данных за последние 10 лет, чтобы обнаружить вспышки рентгеновского излучения, исходящие от черной дыры Стрелец А*. В результате они обнаружили сразу 9 ранее невидимых вспышек. Эти высокоэнергетические явления дают уникальную возможность изучить ближайшее окружение черной дыры, которое обычно нельзя увидеть из-за ее огромной гравитации.

По словам ученых, они обнаружили уникальные "космические фейерверки", которые помогли увидеть то, что иначе обнаружить было невозможно. В частности, речь идет об окружающей среде сверхмассивной черной дыры. Каждая из девяти недавно обнаруженных вспышек предоставляет бесценные данные для понимания как окружающей среды черной дыры Стрелец А*, так и для понимания ее деятельности. Ученые собираются провести тщательный анализ новых вспышек рентгеновского излучения, чтобы лучше понять о физические условия внутри экстремальной среды сверхмассивной черной дыры.

Также ученые изучили активность черной дыры в центре Млечного Пути с помощью почти 20 летних данных, полученных космическим рентгеновским телескопом XMM-Newton. И в этом им помогли данные о гигантском молекулярном облаке, которое находится возле черной дыры и называется "Мост".

черная дыра Стрелец А Fullscreen
Прямое изображение черной дыры Стрелец А* в центре Млечного Пути
Фото: EHT Collaboration

Астрономы объясняют, что такие облака из газа и пыли не выпускают собственное рентгеновское излучение. Обнаруженная яркость облака является запоздалым отражением прошлых вспышек рентгеновского излучения, исходящих от черной дыры Стрелец А*. Впервые увеличение яркости астрономы обнаружили в данных за 2008 года, а затем пик этой яркости наступил в 2020 году.

Именно отражение рентгеновского излучения черной дыры, которое летело к "Мосту" сотни лет, а затем свету потребовалось еще 26 тысяч лет, чтобы достичь окрестностей Земли, позволило астрономам больше узнать о прошлой активности Стрельца А*. Как показали расчеты ученых, примерно 200 лет назад сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики была примерно в 50 раз ярче в рентгеновских лучах, чем сейчас.

Авторы исследования намерены продолжить анализ прошлых данных, а также результатов новых наблюдений, чтобы разгадать еще больше тайн центральной черной дыры Млечного Пути. На самом деле астрономы до сих не знают, какой механизм стоит за появление вспышек рентгеновского излучения черной дыры, а также точно не ясно какой именно жизненный цикл имеют такие объекты. Авторы исследования считают, что их открытие послужит толчком к дальнейшим исследованиям и потенциально произведут революцию в понимании этих загадочных объектов.

Как уже писал Фокус, астрономы смогли подтвердить 10-летнюю теорию о том, что в центре одной из далеких галактик находится не одна, а сразу две черные дыры. Оказалось, то действительно, меньший объект вращается вокруг сверхмассивной черной дыры на расстоянии 4 млрд световых лет от нас.

Также Фокус писал о том, что Луна вскоре остановится впервые за 18 лет. Существует не только солнцестояние, но и так называемое луностояние, и это событие видимо имело большое значение для древних людей.