сигнал из космоса
Фото: The Conversation | Сообщение от инопланетян: через 47 лет ученые объяснили сигнал "Вау" из глубокого космоса

Новая гипотеза предполагает, что знаменитый сигнал из космоса, приписываемый внеземной цивилизации, имеет другое происхождение.

Уже 47 лет ученые пытаются выяснить, что из себя представляет сигнал "Вау", который прибыл из глубокого космоса и с 1977 года больше никогда не повторялся. Некоторые ученые все еще считают, что это может быть послание от инопланетян, другие настаивают на том, что этот сигнал из глубокого космоса не имеет к ним отношения. Авторы нового исследования, опубликованного на сервере препринтов arXiv, склоняются ко второй версии. При этом их гипотеза гласит, что источником сигнала "Вау" является мощный космический лазер естественного происхождения, пишет ScienceAlert.

Сигнал "Вау" из глубокого космоса – что это?

15 августа 1977 года астроном Джерри Эйман обнаружил загадочный радиосигнал в данных радиотелескопа Университета штата Огайо, который прибыл из глубокого космоса. Точный источник сигнала определить не удалось, но его характеристики отсоветовали тому, каким может быть сообщение от потенциальной внеземной цивилизации.

Астроном распечатал запись сигнала, которая состояла из группы символов. Учитывая то, что Эйман предположил, что это первое сообщение от инопланетян, он написал на распечатке слово "Вау". Вот уже 47 лет этот радиосигнал носит такое название, хотя он больше никогда не повторялся.

Водород и сигнал "Вау"

Сигнал "Вау" длился всего 72 секунды и имел схожую частоту 1420 МГц, как и излучение водорода. Учитывая то, что водород присутствует везде во Вселенной, некоторые ученые предположили, что свет на этой частоте может служить хорошим ориентиром в электромагнитном спектре, который могут использовать технологически развитые цивилизации для сообщения о своем существовании.

Но авторы исследования говорят, что этот сигнал не повторялся, как должен был бы делать, если бы это была намеренная передача информации от потенциальных инопланетян. Более того, многие объекты в космосе излучают радиоволны с частотой 1420 МГц.

сигнал Вау Fullscreen
Фото: BIG EAR RADIO OBSERVATORY AND NORTH AMERICAN ASTROPHYSICAL OBSERVATORY (NAAPO)

Источник сигнала "Вау" – ученые разгадали загадку

Астрономы попытались объяснить происхождение радиосигнала из естественного, а не искусственного источника. Для этого они искали в данных радиотелескопов похожие по частоте на сигнал "Вау" кратковременные излучения радиоволн.

В результате было обнаружено четыре похожих радиосигнала, которые исходили из окрестностей звезды красного карлика, расположенного на расстоянии 12,5 световых лет от нас. Ученые пришли к выводу, что эти сигналы связаны межзвездными облаками холодного водорода.

Таким образом сигнал "Вау" представляет собой мощную вспышку излучения, которая прошла через водород и заставила газ выпускать радиоволны на частоте примерно 1420 МГц. В итоге возник естественный астрофизический микроволновый лазер или мазер, который обеспечивает интенсивную концентрацию узкополосного света на линии водорода, которая выглядит как сигнал "Вау", говорят ученые.

Авторы исследования считают, что мощную вспышку излучения не мог создать красный карлик, но это скорее всего сделал магнетар, то есть нейтронная звезда с чрезвычайно сильным магнитным полем. Считается, что эти звезды могут выпускать загадочные радиосигналы, известные как быстрые радиовсплески. Согласно модели, импульс света проходит через водород, что приводит к стимулированному излучению. При этом, как считают ученые, такое событие является чрезвычайно редким.

Новая гипотеза не только объясняет происхождение сигнала "Вау", но и то, почему он возник всего один раз. По словам ученых, характеристики сигнала "Вау" позволяют предположить, что этот сигнал представлял собой первую зарегистрированную вспышку астрономического мазера в линии водорода.

Как уже писал Фокус, ученые заявили о том, что они обнаружили источник сигнала "Вау", который находится на расстоянии 1800 световых лет от нас. Авторы исследования считают, что вокруг далеких звезд вращаются потенциально обитаемые планеты. То есть загадочный сигнал все же могли прислать инопланетяне.

Также Фокус писал о том, что сильнейшие геомагнитные бури создали вокруг Земли новое кольцо. Ученые считают, что этот радиационный пояс может существовать в течение нескольких месяцев, а может быть даже лет.