Под свою дудку. Кому поможет арт-терапия
Избавиться от неврозов можно не только лежа на диване в кабинете психоаналитика. Но и танцуя, рисуя или создавая скульптуры из песка
На тренингах по двигательной терапии прилечь и побеседовать о жизни не предлагают. Зато танцевать – сколько угодно. "Танец обладает лечебной силой", – рассказывает Фокусу танцтерапевт Светлана Липинская. – Он снимает не только мышечное напряжение, но и психологические блоки". Арсенал "препаратов" Липинской дополняют рисование и лепка из глины.
В Украине об арт-терапии заговорили только в конце 1990-х. Несмотря на то что увлечением миллионов она пока не стала, специалисты уверяют: интерес к таким методикам стабильно растет.
Тело в дело
"Казалось бы, ничего сложного – выйти и молча постоять перед группой три минуты, – рассуждает 37-летняя преподаватель философии Виктория Дориченко. – Но за это время я испытала всю гамму чувств: от легкого волнения до настоящей паники". Такой прием называется "соло". После этого задания участники вместе с танцтерапевтом выясняют, что мешает им комфортно чувствовать себя на публике. За эти три минуты стояния выходит наружу именно то, что человек пытался скрыть – растерянность, недоверие, страх осуждения.
А вот в "боди-джазе", напротив, задача "запустить" все тело. "Часто в танце двигают только руками и ногами. А движения тазом! Многие считают их неприличными, поэтому боятся покрутить бедрами", – замечает Дориченко.
Терапевт не станет заучивать с группой набор па или оттачивать технику, Главное правило двигательной терапии – отсутствие правил.
На занятиях танцуют даже с закрытыми глазами. По словам российского танцтерапевта Александра Гиршона, который восьмой год дает тренинги в Киеве, это кажется несложным только на первый взгляд. "На самом деле не каждому легко дается встреча с бессознательным через движение на ощупь. Во время танца люди вспоминают, к примеру, старые неудачи или травмы, пытаются в них разобраться. Особенно трудно, когда за импровизациями одного наблюдают другие, но это обязательное условие", – отмечает Гиршон.
Расценки на услуги украинских танцтерапевтов – от 50 гривен за 2-часовое занятие до 350 гривен за 2-дневный тренинг, где предложат совместить танец с другими видами творчества.
Танцы танцам рознь
По мнению арт-терапевтов, важно понимать разницу между танцевальными шоу на ТВ и танцтерапией. "Телеканалы показывают напористую молодежь, которая агрессивно соревнуется между собой. Похоже, создатели телешоу понимают жизнь как битву гладиаторов", – считает научный сотрудник Университета эффективного развития и арт-терапевт Вера Шевченко. По ее мнению, главные отличия двигательной терапии – акцент на творческом самовыражении и отсутствии соперничества.
"Сейчас обычные танцевальные студии стали называть себя терапевтическими, – говорит Светлана Липинская. – Я не раз видела объявления "Танцтерапия: научим танцу живота". Но лечением там и не пахнет". Движение в любом случае благотворно сказывается на душевном состоянии. Но терапией это можно назвать при соблюдении двух условий: работы под присмотром квалифицированного специалиста и при желании разобраться с психологическими проблемами. В том числе с трудностями в общении, ощущением несвободы, отсутствием цели в жизни. По мнению специалистов, танцуя, можно бороться и с одиночеством, депрессией, душевными травмами.
Из нашей песочницы
"Создавая из песка картину того, что его беспокоит, человеку проще понять и отпустить свой страх, – говорит Вера Шевченко. – Песочная терапия помогает прожить самые сильные эмоции, материализовать свою проблему в символе, истории или сценарии. А после этого изменить реальные жизненные сюжеты".
Если танцтерапевт предложит вытанцевать свои тревоги, то с помощью г-жи Шевченко их можно изобразить в песочнице. Средствами выражения служат подручные материалы – песок, камешки, игрушки, куклы. С их помощью можно описать настроение, показать место, где хотелось бы побывать, или картинку из жизни своей семьи. Узнать, что на самом деле скрывается за сюжетами песочной композиции, поможет ее обсуждение с терапевтом.
"Как-то на занятие пришел мужчина 45 лет, который никогда не был женат, – рассказывает арт-терапевт. – Мы долго разговаривали о фигурках, разложенных им на песке. Вывод его потряс: в зрелом возрасте этот вечный мальчик был всецело зависим от мнения матери. Ни одна из его подруг не соответствовала ее требованиям".
Шевченко отмечает: в большинстве случаев приходится иметь дело с комплексами, заложенными в детстве матерями клиентов, а также инфантилизмом и страхом ответственности. Песочная терапия также эффективна при работе с малышами, которые еще не могут объяснить свои ощущения. "Арт-терапия позволяет решить проблему, причем иногда даже без слов", – резюмирует она.
Нарисуйте мне дом
"За последнее время спрос на мои услуги вырос где-то на 30%", – рассказывает Фокусу арт-терапевт и старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПНУ Елена Вознесенская. Ее специализация – рисование в лечебных целях или изотерапия.
За годы работы Вознесенская помогла многим семьям справиться с внутренними конфликтами. "Однажды мама пришла с просьбой помочь сыну, мол, ребенок слишком к ней привязан. На занятии они нарисовали то, что чувствуют друг к другу. Мальчик прочертил между мамой и собой жирную черную линию, причем на рисунке мама занимала часть его территории. Так что на самом деле ситуация была совсем не такой, как она представляла", – рассказывает Елена.
Вспоминает г-жа Вознесенская и случай, когда за помощью обратилась семья, в которой только что родился второй малыш. У старшего появился энурез, чтобы привлечь внимание матери, ребенок из ревности стал вести себя инфантильнее. Два часа рисования вместе с ней – и беспокоиться о мокрых простынях больше не пришлось. Мальчику просто нужны были забота и ласка.
То ли еще будет
"Многие философские идеи оторваны от человеческого тела и его ощущений. Я хочу "заземлить" их, – объясняет свой интерес к танцевальной терапии Виктория Дориченко. – К тому же гуманитарии вроде меня просто устают от слов и хотят выразить себя по-другому. Подергаться на танцполе можно, но в этом не будет такого смысла, как в занятиях под руководством терапевта".
Однако решиться вытанцевать тараканов из головы под силу не всем. По словам львовского психотерапевта Валентины Паробий, некоторые люди настолько замкнуты, что только предварительный разговор может настроить их на нужный лад.
Возможно, всему виной до сих пор существующая убежденность в том, что к психотерапевтам здоровые не ходят. Визиты к специалистам еще не скоро станут для украинцев такими же привычными, как, например, для европейцев или американцев. В то же время тем, кто попробовал совместить лечение с творчеством, такой подход импонирует.
Тренеру по теннису 38-летней Татьяне Бурковской есть с чем сравнить: "Я посещала сеансы гештальт-терапии. Там люди сидят на стульях в кругу и разговаривают о себе. Но насколько проще сказать что-то движением, приветствуя человека в групповом танце. Мне кажется, эта атмосфера безопаснее и дружелюбнее любого сеанса психоанализа".
Что такое арт-терапия
Автором этого термина считается британский врач и художник Эдриан Хилл. В 1938 году во время лечения от туберкулеза он заметил, что рисование значительно улучшает состояние здоровья. Занимаясь арт-терапией с туберкулезными больными, Хилл пришел к выводу, что в процессе творчества пациенты лучше справляются со своими проблемами, причем не только физическими. Классическая арт-терапия включала занятия живописью, графикой, фотографией, рисованием и лепкой. Сегодня в психотерапевтических целях также используют куклотерапию, маскотерапию, ритмотерапию, драматерапию.
Татьяна Потапова, Фокус