Сергей Маковецкий - "Душка" Молодости
Председатель прошлогоднего жюри Международного кинофестиваля «Молодость» Джон Ирвин заметил: «Единственное, чего не хватает вашему фестивалю, – денег». В нынешнем году бюджет «Молодости» составил $800 тыс. Что изменилось?
Молодость № 37 избавилась от одной хронической проблемы — недостатка финансирования, и сосредоточилась на преодолении других.
— Главная проблема, с которой мы постоянно сталкиваемся, связана с получением копии того или иного европейского фестивального фильма, — сообщил Фокусу Андрей Халпахчи, арт-директор фестиваля. — Лент существует несколько, и график их разъездов по фестивалям очень плотный. Нужно еще умудриться в него втиснуться.
Всего до 28 октября — дня закрытия "Молодости" — должны показать около 400 картин, в частности 62 конкурсные. Поскольку "Молодость" — фестиваль дебютного кино, пришлось как следует постараться, чтобы найти стоящие фильмы.
— На протяжении года мы ездили по разным фестивалям, отбирали понравившиеся нам фильмы, — продолжает свой рассказ Андрей Халпахчи. — Много работ — около 300 — прислали в нынешнем году сами режиссеры. Экспертная комиссия просматривала все фильмы. Те из них, что набрали наибольшее количество баллов, были допущены к конкурсу.
Душка фестиваля
Жесткое условие конкурсного отбора — фильм должен быть снят на пленку — ударило прежде всего по отечественному производителю. По словам Максима Ильяшенко, нового директора фестиваля, неплохие украинские фильмы, отснятые цифровой техникой, к конкурсу допущены не были. Их включили во внеконкурсную программу фестиваля "Панорама украинского кино 2006-2007". В этом году в ней 37 украинских фильмов. Соотечественники заявлены во всех трех конкурсных программах: студенческое, короткометражное и полнометражное кино.
Открылся фестиваль 20 октября показом картины "Душка" голландского режиссера Йоса Стеллинга. Фильм уже номинирован на премию "Оскар" — 2008 в категории "лучший фильм" заграничного производства, и его показ — без сомнения, настоящее кинособытие. Работа не из тех, что нацелены на кассовые сборы, — артхауз. Впрочем, Стеллинг никогда и не гнался за прибылью:
— Я не пишу сценариев и не делаю фильмов, чтобы зарабатывать деньги. Деньги на жизнь и реализацию проектов приносят мне собственные кинотеатры и кафе в Голландии. Так что могу себя ни в чем не стеснять, снимать, что хочу, — признался режиссер в интервью Фокусу.
Главную роль — украинца, блаженного Душки, сыграл в фильме Стеллинга бывший киевлянин Сергей Маковецкий. Во Дворце "Украина" актер впервые увидел смонтированный фильм.
Избавление от смерти
— Я в восторге. Не думал, что выйдет так замечательно, — сказал после премьеры импульсивный актер. — Я даже прослезился от счастья. Идея фильма родилась у Йоса еще шесть лет назад. Именно тогда ему и посоветовали попробовать меня на роль Душки. Персонаж этот мне близок. Режиссер уверен, что Душка — это смерть или инспирация смерти, но мне кажется — избавление. Признаться, даже я не вижу образы фильма так, как Стеллинг. Боялся, что у меня с ним ничего не выйдет. Тем более что работа над картиной была надолго отложена, и я думал, что обо мне забыли.
Как выясниться позже — не забыли. Более того, со временем Йос скажет Сергею: "Жаль, что мы не встретились раньше". Многие сцены фильма снимали в Киеве, на территории ВДНХ и во Дворце "Украина". Задействованы в нем и украинские актеры — Руслана Пысанка, Николай Луценко. С 15 ноября этот голландско-русско-украинский проект появится в нашем прокате.
"Душка" — для Украины фильм особенный. Не только потому, что мы все еще не расплатились с голландцами за участие в проекте. Благодаря фильму в Закон "О кинематографии Украины" было внесено положение о копродукции с иностранными режиссерами. Для наших киношников это означает выход на оперативный простор.
Но от перспектив перейдем к реалиям. Из приятного: публика нынешний фестиваль не игнорирует.
— Представьте, я не смог увидеть "Душку", — пожаловался Максим Ильяшенко. — Опоздал к началу, и мое место тут же заняли какие-то люди. Хотел посмотреть фильм, стоя в проходе, но охрана сказала, что это нарушение правил безопасности. Пришлось покинуть зал.
Однако, к примеру, на мастер-класс Йоса Спеллинга из 200 изъявивших желание пришли всего человек 20. Возможно, потому, что время начала общения с режиссером было перенесено на час. Та же судьба постигла несколько других фестивальных мероприятий.
Ретро поневоле
В конкурсной программе полнометражных фильмов Украину представляет картина Евы Нейман "У реки", успевшая объездить уже не один фестиваль. Среди короткометражек — фильмы "На грани" Антона Сухарева и "Приблуда" Валерия Ямбурского. В конкурсной программе студенческих фильмов еще три ленты — "Кто такая Таня?" Вити Гурова, "Клятва" Марины Вроды и "Таксист" Романа Бондарчука. Последний, к слову, успел засветиться на фестивале "Киношок", проходившем в конце сентября в Анапе, и даже удостоился двух наград — главного приза жюри российских продюсеров и приза "Слон" Гильдии кинокритиков России. По словам Романа Бондарчука, именно благодаря успеху на "Киношоке" он получил приглашение на "Молодость".
Несмотря на то, что конкурсные фильмы украинских студентов не вызвали восторга у зрителей и критиков, на фоне своих западных конкурентов они все же выглядели достойно. Из 25 представленных короткометражек, только две украинские ("Таксист", "Кто такая Таня?") да одна румынская были черно-белыми. И это не стилистическая прихоть режиссера, а следствие банального отсутствия возможности снимать фильм на дорогой цветной пленке. У украинцев получаются ретрофильмы поневоле.
— Европейские студенты имеют возможность работать современной техникой, а мы трудимся на чем попало, — говорит Максим Ильяшенко. — Возможность снимать выпадает студентам так редко, что они невольно программируют себя на нетленку или работают наверняка — в манере Довженко, Параджанова. Не видно в их работах собственной мысли. Конечно, это только их первые фильмы. Ребята поднаберутся опыта и непременно снимут что-нибудь гениальное.