Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Стыд и Фрейд. Самые оригинальные фильмы Венецианского кинофестиваля

Стыд и Фрейд. Самые оригинальные фильмы Венецианского кинофестиваля
Кому бы ни достались «Львы», 68-й кинофестиваль на острове Лидо запомнится триумфом фильма «Стыд» Стива Маккуина с Майклом Фассбендером в главной роли
000

«Не хватает только, чтобы нам на головы из окон начали падать «львы», – намекая на сюжет «Десяти негритят» Агаты Кристи, мрачно пошутил один из аккредитованных на Венецианском кинофестивале критиков, когда, спустившись на завтрак в гостиничный ресторан, не обнаружил привычного омлета. В жизнь «Мостры» внесла поправки забастовка в Италии, из-за которой не все (видимо, в том числе и повара из Венеции) смогли вовремя добраться до острова Лидо. Зато с остальным всё хорошо, точнее, bene: воздух – +27, вода – +25, кино на любой вкус. В этом году программа собрала Полански, Кроненберга, Сокурова, Мадонну и ещё несколько десятков разнокалиберных режиссёров, которых можно представить под одной крышей только в самых разнузданных киноманских фантазиях.

Только на Лидо


Лев в руках. На историческую родину Аль Пачино привёз фильм «Саломея», заодно получив специальный приз фестиваля

Вместо автобусов – морские трамвайчики. Вместо лимузинов – VIP-гондолы и катера, снующие между островами лагуны (каждая такая прогулка в начале сентября может облегчить кошелёк на 150–200 евро). Из всех европейских кинофестивалей только на Лидо американские звёзды не чувствуют себя чужими среди своих (в составе заокеанского десанта на этот раз – Джордж Клуни, Аль Пачино и другие, а Даррен Аронофски стал председателем жюри). «Мостра» уже не первый год проходит посреди стройки нового фестивального центра. Котлован, где обнаружили залежи ядовитого асбеста, привычно задекорировали, а скульптурных львов, которые стерегли подходы к главному кинодворцу, в этом году отправили в почётную ссылку, разбросав по острову. Иногда не выдерживает даже проводка: во время показа фильма «Люди горы люди море» китайского режиссёра Цая Шанцзюня в зале появился запах дыма. Зато лишь здесь царит невозможная для Берлинале или Каннского фестиваля атмосфера расслабленности, когда автографы раздают не только звёзды, но и их охрана. Как это делали секьюрити Клуни, чей фильм «Мартовские иды» открывал кинофорум.

«Фильмы, открывающие фестиваль, – одежда, по которой встречают, – говорит итальянский кинокритик Карло Чиано. – Канны в этом году открылись романтичной «Полночью в Париже» Вуди Аллена, Берлинале – вестерном «Железная хватка» братьев Коэнов. В обоих случаях это рифмовалось с фестивальной концепцией».

Соседство двух открывших «Мостру» фильмов – политической драмы «Мартовские иды» Клуни и внеконкурсной документалистики «Да здравствуют антиподы!» россиянина Виктора Косаковского если о чём-то и говорит, то разве что о любви директора фестиваля Марко Мюллера к парадоксальным сочетаниям.

Кто кому Фрейд


Поговорили об этом. Четвёрка звёзд в роли психоаналитиков (второй слева Венсан Кассель) и режиссёр Дэвид Кроненберг (третий справа) сделали картину, заточенную под «Оскар»

«Все смешалось в доме Мюллера!» – заметил бы граф Толстой, окажись он на «Мостре». Что тут ещё скажешь, если Роман Полански снимает комедию с эпатажным названием «Резня» о нравах американского среднего класса, британец Стив Маккуин показывает фильм «Стыд» об одержимом сексом обитателе Манхэттена, а мастер хоррора канадец Дэвид Кроненберг, когда-то снявший «Муху», выдаёт подчёркнуто голливудскую картину об истории зарождения психоанализа в Европе.

Действие «Резни» разыгрывается в нью-йоркской квартире. Прологом стала драка двух мальчишек, дальше начинается бенефис их родителей, роли которых виртуозно исполнили Джоди Фостер, Джон Си Рейли, Кейт Уинслет и Кристоф Вальц. Пытаясь найти общий язык, они постепенно теряют человеческий облик. Фильм разговорный, говорят, единственный спецэффект – компьютерная графика в сцене, где у Кейт Уинслет случается рвота. Ближе всего к «Резне» – «Гараж», но там, где у Рязанова уже идут финальные титры, Полански только закатывает рукава и приступает к главному блюду. Финал «Резни» публика встретила овацией, правда, на пресс-конференции не обошлось без вопроса о том, как, мол, актёрам не совестно сниматься у педофила. На что Кейт Уинслет высказалась в том смысле, что попробуйте отказать великому Полански. Сам режиссёр в Венецию не приехал во избежание возможного ареста и экстрадиции в США.

Если «Резню» определяют как нуар-комедию, то «Стыд» британского режиссёра и художника-авангардиста Стива Маккуина (блестящая роль Майкла Фассбендера, которого только чудо может спасти от Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль) – лента о том, как неутолимый сексуальный инстинкт загоняет успешного обитателя Манхэттена в тупик. Звучащий в одной из сцен шлягер New York, New York – ключ к фильму: город, который никогда не спит, только обостряет ощущение недостижимости абсолюта.

Ещё одна долгожданная премьера – «Опасный метод» Кроненберга актёрской мощью не уступает «Резне». Вигго Мотртенсен, Майкл Фассбендер, Кира Найтли и Венсан Кассель настолько старательно пользуют друг друга, что временами забываешь кто кому Фрейд. В сухом остатке, правда, оказывается заточенный под «Оскар» фильм, не столько глубокий, сколько многословный.

Русские пришли


Себя показать. Мадонна в платье с бабочками стала украшением «Мостры», чего не скажешь о её новом фильме

И Мадонне понятно, что там, где начинается разговор об абсолюте и тайнах души, без русского следа не обойтись. Это стало очевидным уже в «Опасном методе», где Кира Найтли сыграла дочь еврея-коммерсанта из Ростова Сабину Шпильрейн – пациентку, ученицу и любовницу Юнга. Дальше – больше. Экранизацию романа Ле Карре шведского режиссёра Томаса Альфредссона о поисках русского «крота» в британской разведке МI-6 украсили Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. Александр Сокуров представил долгожданного «Фауста» – последнюю часть своего цикла о власти, куда вошли фильмы о Гитлере («Молох»), Ленине («Телец») и японском императоре Хирохито («Солнце»). Картина, правда, снята в Германии и на немецком языке, но вряд ли кто-то может заподозрить режиссёра в измене своему фирменному стилю. Оставил сильное впечатление и показанный вне конкурса «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой, живущей в США. Главную героиню (Ольга Дыховичная) с первых минут картины преследуют неприятности: её насилует мент, у неё крадут сумку с документами, ей хамят в кафе, что, разумеется, только закаляет характер девушки и просветляет душу. Дело заканчивается тем, что она насилует изнасиловавшего её мента и начинает жить с ним, демонстрируя во всей полноте загадочность души.

Удивительнее всего, что в фестивальной атмосфере большинство работ смотрится на редкость органично. «Фильмы, которые мы тут смотрим, – как редкий французский сыр: потреблять только на месте, а поделиться радостью, скорее всего, не удастся. Транспортировке без потерь не подлежит», – остроумно заметил один из российских кинокритиков на Лидо.

Не главные

Самые заметные фильмы, показанные на Венецианском кинофестивале вне главного конкурса

«Зараза» / Contagion. Режиссёр – Стивен Содерберг. В ролях: Гвинет Пэлтроу, Кэйт Уинслет
Режиссёр «Соляриса» снял страшилку о вирусе, который выкашивает пятую часть населения Земли. В картине присутствует журналист, желающий рассказать всю правду обо всём, а также учёные-медики, которые ищут спасение для человечества. Гвоздь фильма – сцена, когда снимают скальп с Гвинет Пэлтроу. Содерберг, обещавший, что «Зараза» станет его последним фильмом, передумал и сообщил, что приступает к съёмкам новой картины – об умершем от СПИДа пианисте-гомосексуалисте с Майклом Дугласом в главной роли.

«МЫ. Верим в любовь» / «W.E.». Режиссёр – Мадонна. В ролях: Эбби Корниш, Андреа Райзборо
История любви американки Уоллис Симпсон и наследника британской короны Эдварда, отрёкшегося от престола в пользу брата-заики Георга. После просмотра в зале «Дарсена» критики отмечали размах гламурного антуража при полной безликости героев и огромном количестве «розовых соплей». Что не помешало бурному приёму, который устроили Мадонне, явившейся на пресс-конференцию в шёлковом платье под стать эпохе, о которой снят фильм.

«Да здравствуют антиподы!» / Vivan las Antipodas! Режиссёр – Виктор Косаковский
Эпиграфом к ленте петербургского документалиста стала цитата из «Алисы в Стране чудес»: «Я подумала: а что если провалиться прямо сквозь Землю – как забавно было бы выйти наружу среди людей, которые ходят вверх тормашками!». Вслед за героиней Кэрролла Косаковский проверяет, что происходит в местах-антиподах. В результате ему удалось зарифмовать лаву гавайского вулкана и кожу слона в Ботсване, закат солнца в Аргентине и шум Шанхая. В числе продюсеров значится Александр Роднянский.

«Саломея» / Wilde Salome. Режиссёр – Аль Пачино. В ролях: Аль Пачино, Джессика Честейн
Дон Карлеоне всех времён и народов после дефиле по красной дорожке и вручения ему специального приза за вклад в киноискусство показал полудокументальный фильм о своей работе над пьесой Уайльда. В начале 2000-х Аль Пачино сыграл Ирода в бродвейском мюзикле, а в 2006-м – в постановке театра из Лос-Анджелеса. В Венецию актёр и режиссёр прибыл со своей девушкой – 31-летней аргентинской актрисой Лусилой Сола.

Забытая земля» / Terre outragee. Режиссёр – Михаль Боганим. В ролях: Ольга Куриленко, Николя Ваньчиньски. «Чернобыльские» фильмы – одна из фишек фестивального года. В феврале на Берлинале в основном конкурсе была картина «В субботу» Александра Миндадзе, на Лидо пришло время «Забытой земли». Главная достопримечательность франко-немецко-польско-украинского фильма – Ольга Куриленко. «Девушка Бонда» на этот раз сыграла роль девушки Пети из Припяти, которого во время свадьбы вызывают на работу, откуда он уже не возвращается. Кино без претензий на фестивальное эстетство, но искреннее и зацепившее даже европейских кинокритиков.

Мария Терещенко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.