Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Кино

Вера и её конечности. Скандальные фильмы фестиваля Молодость

Вера и её конечности. Скандальные фильмы фестиваля Молодость
Скандальные фильмы «Молодости» решают вопросы любви и веры радикально: мать отрезает гениталии сыну, а католичка желает Христа
000

На фестивале «Молодость», как сквозь волшебное увеличительное стекло, можно увидеть творческую правду о современном человеке. На одном конце форума короткометражки молодых авторов, на другом — фильмы именитых режиссёров.

«Делаем минет за сорок франков, а на еду не хватает», — одновременно смеётся и жалуется молоденькая и циничная проститутка из короткого метра «В свободное время» швейцарки Мириам Рахмут. И тут же издевается над своей коллегой, милой брюнеткой, инфантильной и безответной до такой степени, что она даже не может ответить на колкость явно доминирующей подруги. Режиссёр — студентка, и для неё эти девочки — всего лишь удобный материал для фильма. Примерно как золотая рыбка в аквариуме, на которую тупо смотрит брюнетка, пока Рахмут аккуратно фиксирует засос на её шее. Но нет в этом кино ни любви к персонажам, ни сочувствия, это всего лишь фиксация реальности девочкой-режиссёром, которой повезло больше, чем её сверстницам, занимающимся проституцией за небольшие деньги в одной из самых респектабельных стран.


Отрезал. По требованию властей Южной Кореи, Ким Ки Дук вынужден был сократить сцены секса между матерью и сыном в общей сложности на три минуты

Короткометражка «Обними» режиссёра Филиппа Сотниченко — единственный участник международного студенческого конкурса от Украины — тоже вроде бы рассказывает о социальных язвах, но автору удаётся выйти на обобщающий философский уровень. В фильме фигурируют два основных персонажа — юноша, приторговывающий наркотой, и милиционер, который его выслеживает. Это приводит к тому, что дилер, испугавшись преследователя, убивает отца, которого не видел с детства и принял за представителя закона, а тот всего лишь хотел обнять сына. Главное отличие украинской истории от швейцарской в том, что режиссёр хорошо знает среду, о которой рассказывает. Знание обеспечивает достоверность происходящего, несмотря на то, что кино игровое, в отличие от швейцарского, документального. Каждый кадр у Сотниченко исполнен киношной художественности, которая придаёт такую пронзительность на первый взгляд банальной криминальной истории, что становится жаль и мента, и дилера, и всех обитателей унылых спальных районов.


Прорыв. Украинская короткометражка «Обними» Филиппа Сотниченко участвует в международном конкурсе «Молодости»

В то время как студенты изучают особенности жизни на дне социума, зубры мирового кинематографа показывают веру и любовь человеческую во всех её грязных проявлениях. Любовь и вера — сквозная тема, объединяющая картину «Рай: Вера» австрийца Ульриха Зайдля и ленту «Мёбиус» корейца Ким Ки Дука, два самых провокационных фильма «Молодости», разных, как бордель и церковь.

Мятежный нарушитель спокойствия европейцев Зайдль — главный гость нынешнего фестиваля. На «Молодости» показывают полную ретроспективу австрийского лауреата кинофестивалей в Венеции и Карловых Варах. На открытии статуэтку «Скифского оленя» за заслуги перед мировым кинематографом Зайдлю вручил экс-президент Виктор Ющенко, а в галерее «Арсенал» сейчас проходит выставка фоторабот режиссёра. «Рай: Вера» — второй фильм трилогии «Рай», одного из самых значительных произведений Зайдля. Режиссёр говорит, что в основу сюжета положена реальная история.


Без глянца. Режиссёр Ульрих Зайдль считает, что в кино людей надо показывать такими, как они есть — без приукрашивания. В фильме «Рай. Вера» главная героиня Анна напоминает рубенсовских героинь

Рентгенолог Анна-Мария, женщина средних лет, не очень привлекательная, довольно ограниченная, мечтает о том, чтобы вся Австрия стала католической. Для неё рай там, где Иисус. Свои маленькие жертвы она приносит ежедневно — нещадно хлещет себя по обнажённому телу плёткой, натягивает пояс с шипами, затем смазывает раны заживляющей мазью и снова возносит молитвы. Свободное время она посвящает миссионерскому служению — ходит по квартирам сограждан с полуметровой статуей Девы Марии и пытается обратить их в веру. Как правило, её сразу посылают куда подальше, реже выслушивают, демонстрируя полное невежество или набрасываясь на несчастную, как опустившаяся выпивоха-эмигрантка, которая кричит, что в Советском Союзе у неё было всё.

Зайдль, презентуя свой фильм в кинотеатре «Киев», заметил, что вера в Бога очень легко впадает в крайности. Фанатизм его героини возрастает по мере развития истории. Иногда поведение Анны напоминает поведение девчонок-подростков, изнывающих от любви к поп-кумиру. Наступает момент, когда она мечтает слиться с сыном божьим не только духовно, но и телесно. Но тут, как на беду, возвращается её муж-мусульманин. Пару лет назад он попал в переделку и сейчас ездит в инвалидном кресле. Идиллии приходит конец. Возникает странный любовный треугольник. Мария любит Иисуса, муж хочет Марию, Иисус наблюдает за происходящим с распятия. В финальной сцене отчаявшаяся и запутавшаяся женщина хлещет распятие плёткой, а потом, рыдая, просит прощения.

Исполнительница главной роли Мария Хофштеттер семь лет готовилась к съёмкам — она долгое время провела с католиками, пыталась проповедовать, однажды неделю прожила в лесу, голодая. Её игра столь же органична и безупречна, как геометрия кадров, в стерильное пространство которых вписаны персонажи. Картина была отмечена специальным призом жюри на 69-м Венецианском кинофестивале. Демонстрация в Венеции по странному стечению обстоятельств совпала с католическим праздником. СМИ раздули это совпадение до масштаба скандала. Так что в момент, когда зрители хохотали над терзаниями экранной Марии, сотни реальных Марий требовали уничтожить «Рай: Веру».

Новый фильм Ким Ки Дука «Мёбиус» тоже вызвал скандал на родине автора. Чиновники заставили режиссёра вырезать из фильма три минуты особо жестоких сцен и приговорили ленту к ограниченному прокату. Впрочем, на «Молодости» картину показывали без купюр. Известно, что режиссёр не любит болтовни в кино. Эта картина снята без единого слова. По сюжету женщина, которой изменяет муж, в порыве праведного гнева пытается отрезать благоверному гениталии. Попытка оказывается неудачной, тогда мать оскопляет сына и убегает из дома. Отец становится донором для мальчика. Герои «Мёбиуса» вонзают в своё тело ножи и растирают в кровь кожу только ради того, чтобы испытать оргазм. В одном из интервью Ким Ки Дук отметил, что кино должно вскрывать проблемы общества, универсальные для любой страны. «Мёбиус» бьёт по самому сокровенному. Достаточно посмотреть на выражение лиц сидящих в зале мужчин в момент, когда машина переезжает только что отрезанные гениталии.

Своим фильмом Зайдль заставляет задуматься, как жить без веры и как жить с верой. Ким Ки Дук предлагает решить вопрос телесности и духовности радикально. В финале главный герой, оскопивший себя во второй раз уже по собственному почину, освещает фонариком глиняную голову Будды, который безмятежно улыбается зрителю с экрана.

Оксана Савченко, Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.