Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Что общего между Порошенко, Кличко и нигерийцем в роли принца датского

Что общего между Порошенко, Кличко и нигерийцем в роли принца датского
В Киеве показали спектакль «Гамлет» знаменитого лондонского театра «Глобус». Сначала хотели играть на Майдане — на фоне чёрного от копоти Дома профсоюзов. «Именно в таких местах, как Майдан, эффект от спектакля может быть наибольшим», — сказал Фокусу худрук театра Доминик Дромгул. Но ради безопасности актёрской труппы от задумки отказались
000

Доминик — режиссёр постановки и автор масштабной идеи, суть которой сводится к путешествию «Гамлета» по планете. Девиз проекта — «Глобус» — глобусу». 23 апреля мир отметил 450-летие Шекспира, в это же время труппа стартовала со спектаклем. Текст самого известного после Библии произведения услышат в 205 странах, включая Сомали и Северную Корею. Идею благословил Спилберг мирового театра — Питер Брук. «Я не собираюсь ездить с актёрами по всем странам, — говорит Доминик. – Но в Киеве побывать хотел давно. Майдан меня впечатлил. Сейчас я репетирую трагедию Шекспира «Юлий Цезарь». То, что увидел, мне напомнило эту пьесу — беспорядки начинаются в центре и потом распространяются на всю страну».

«Гамлета» показали в «Мыстецьком арсенале» накануне президентских выборов. В день тишины. В восемь утра актёрская труппа из двенадцати человек приехала устанавливать декорации. Реквизит нехитрый. Несколько ящиков, старый плюшевый занавес, натянутый между штангами, и народные инструменты. Свет во время спектакля не выключают намеренно. Это фишка «Глобуса» — воссоздавать шумную, ярмарочную и грубоватую атмосферу театра времён Шекспира. Актёры показали два спектакля — разными составами. Гамлетов два: пакистанец Наим Хаят и нигериец Лади Эмерува. Состав труппы подчёркнуто интернациональный. При этом все, кроме Гамлетов, играют по нескольку ролей. Офелия — китаянка Дженнифер Леонг в другой сцене изображает своего же могильщика. Лаэрт (Том Лоуренс) в следующей сцене уже Розенкранц. После создания труппы режиссёр задумался о том, что делать, если один из актёров заболеет. «Мы решили, что артисты будут играть по нескольку ролей. Кстати, хороший способ оставлять пьесу постоянно свежей. Со временем это превратилось в нашу философию», — говорит Дромгул. По его словам, большинство театральных идей рождается из-за маленьких технических проблем.

Англичане считают, что их постановка будет понятна и жителям островов, никогда не переступавшим порог театра, и европейским интеллектуалам, которые смогут оценить качество «антиквариата». Доминик подчёркивает, что «Глобус» — это физический театр. Единственный инструмент актёра — его тело. «Костыли» в виде спецэффектов отсутствуют. Во время просмотра возникало ощущение, что ты смотришь сцены из фильма о временах Шекспира, где всегда немного удивлённый Гамлет грызёт ногти, а крепкая и ладная Офелия с лицом ребёнка участливо смотрит на тебя в первом ряду. По-настоящему увлекал только невероятной красоты язык Шекспира, который шёл вразрез с ярмарочным и грубым представлением. Перевод с английского на украинский, который транслировался на экранах, подвешенных к потолку над сценой, скорее мешал, чем помогал.

Удивительно, но знаменитое гамлетовское «быть или нет быть?» прозвучало тускло в тот день. А вот слова Клавдия о братоубийстве отскакивали от стен, как пули, — настолько в этот момент была наэлектризованной атмосфера в «Арсенале». Зал затих. Монолог Клавдия обрёл полноту звучания, потому что наши реалии перекликались с реалиями короля. О каком «быть или не быть» может идти речь, когда не ты это решаешь.

«Что он сказал, ты успела прочитать?» — раздалось у меня над ухом. В ответ громкое шипение: «Возьми и прочти. Я купила мини-Гамлета». — «Прости, я могу о него сломать глаза». Финал диалога моих соседок в зале был погашен громкой заводной музыкой, которой, как метлой мусор, актёры смели впечатление от этого действа. Режиссёр убеждён: «Подобные приёмы хороши как напоминание о том, что всё происходящее на сцене — лишь иллюзия». Особенно если речь идёт об убийстве.

Считается, что в каждой хорошей пьесе обязательно должна быть ключевая идея. Доминик на этот счёт согласен с Чеховым, который на подобные вопросы отвечал: «Пьеса есть пьесой, морковка является морковкой». Впрочем, месседж в британской версии «Гамлета» я всё же увидела.

Слово «театр» в предвыборных программах кандидатов в президенты Украины мне удалось отыскать только у Анатолия Гриценко. Но на «Гамлета» пришёл не он, а Пётр Порошенко и Виталий Кличко. Люди, от которых зависит будущее страны, побывали на спектакле, где главного героя играл нигериец Эмерува. Казалось, он уверял зрителя, что в этом театре всё по-честному — никто никого не собирается одурачивать и что-то скрывать с помощью изысканной музыки или световых спецэффектов. Следуя заветам Брука, он будто показывал, что в руках у него ничего нет и в рукавах рубахи ничего не спрятано. И только с верой, что это так, можно начинать спектакль — неважно, в театре или политике.

Оксана Савченко,
Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.