Приказано ликвидировать. Из 802 вузов в Украине останутся 317

Фото: polytechnic.kpi.kharkov.ua
Фото: polytechnic.kpi.kharkov.ua

Как будет проходить ликвидация вузов и чем она обернется для студентов и преподавателей

В этом году вузов в Украине станет меньше. 31 марта Аккредитационная комиссия поручила Минобразования провести проверку в 45 высших учебных заведениях и их подразделениях (всего 60 вузов) и принять решение о возможной ликвидации. В черном списке среди прочих оказалось детище Михаила Поплавского — частный Киевский университет культуры.

Сокращение расходов на образование предусмотрено в меморандуме, подписанном Украиной и Международным валютным фондом. Планируют уменьшить число вузов с нынешних 802 (в их число входят университеты, институты и колледжи) до 317.

О том, как будет проходить ликвидация "лишних" вузов и как в этой ситуации чувствуют себя их студенты, Фокусу рассказали заместитель министра образования и науки Инна Совсун и бывший глава студенческой коллегии ликвидированного в 2014 году Университета управления и предпринимательства Виталий Шапка.

первый заместитель министра образования и науки


— Лицензии долго выдавались не за качество предоставляемых услуг, а за возможность руководства вуза договариваться. Открывалось учебное заведение, "вписывался" преподавательский состав, который там никогда не работал. В таких вузах учебного процесса как такового нет. В Министерство обращаются студенты, они сообщают, что учеба в таких-то вузах (чаще речь идет о филиалах) не соответствует лицензионным условиям. Мы проверяем. После этого Аккредитационная комиссия принимает решение о возможном лишении лицензии. Юридическая процедура ликвидации вуза сложная, может длиться много месяцев. Вначале принимается решение о лишении лицензии, потом на его основании — о ликвидации учебного заведения.

Решение о ликвидации вуза можно оспорить, если вуз докажет, что претензии к нему необоснованны

Один из самых сложных моментов — перевод студентов, которые действительно учились, в другие вузы. Я делаю это уточнение потому, что многие сознательно подают документы в определенные заведения, понимая, что в них не нужно учиться, чтобы через четыре года прийти и получить диплом бакалавра.

Студентов переводят в другие вузы группами или индивидуально. Мы ищем университеты, которые готовы их принять, предлагаем варианты. Иногда вузы не хотят заполнять кучу документов и оформлять нового студента. Преподаватели ликвидированных вузов трудоустраиваются самостоятельно.

Решение о ликвидации вуза можно оспорить, если вуз докажет, что претензии к нему необоснованны. Прецедент — частный Киевский университет Михаила Поплавского. Этого института физически не существует, но суд требует вернуть ему лицензию. Это говорит об отсутствии судебной системы как таковой в нашей стране.

бывший глава студенческой коллегии Киевского университета управления и предпринимательства


— О том, что наш вуз ликвидируют, мы узнали в феврале 2014 года из интернета. Вначале речь шла о слиянии Киевского университета управления и предпринимательства с Межотраслевой академией управления. Решение об этом Дмитрий Табачник подписал в последний день своей работы. Вскоре после отставки бывшего министра уволился ректор нашего вуза. Узнав о слиянии, студенты начали пикетировать Министерство образования и Кабмин. Новый министр Сергей Квит пообещал разобраться, но через некоторое время стало известно, что вуз собираются ликвидировать вообще.

Основная претензия — большой недобор студентов. Мы опять стали пикетировать министерство, и нам дали время до сентября разобраться со всеми проблемами. Ученый совет выбрал нового ректора — нашего декана, и университет продолжил работать. Летом, когда ни студентов, ни преподавателей не было, провели проверку, по результатам которой вуз решили все же закрыть.

Минобразования не может обязать вузы зачислять студентов ликвидированных университетов, оно может только порекомендовать

Студентам пообещали, что перевод в другие вузы будет централизованным: группа напишет заявления, и проблем не будет. Но поскольку все происходило летом, некоторые студенты вообще не знали, что вуз закрывается. Началась паника, в результате большинство студентов занимались переводом самостоятельно. На выбор предоставили пять вузов: Национальный экономический университет имени Гетьмана, Национальный торгово-экономический университет, КПИ, Киево-Могилянскую академию и Университет пищевых технологий. Как глава студенческой коллегии я общался с ректором КНЭУ о переводе наших студентов. Он мне показал письмо из Министерства образования, в котором было указано: "рекомендовано зачислить". То есть Минобразования не может обязать вузы, оно может только порекомендовать.

Больше всего проблем было у студентов, которые учились на контракте потому, что в вузах, предложенных для перевода, плата за обучение выше. Некоторые студенты не имели возможности платить больше. Сам я учился на втором курсе факультета "финансы и кредит" на бюджете. Как и другим бюджетникам, перевестись мне было легче.

Трудности касаются не только материальных вопросов. Очень сложно тем, кто перевелся в Могилянскую академию: наших студентов принимали очень трудно как преподаватели, так и студенты-могилянцы. Я могу их понять: кто-то немало заплатил, чтобы учиться в этом вузе, а тут пришли из малоизвестного КУУП и получат точно такой же диплом. Насколько я знаю, преподаватели искали работу сами. Некоторые не могут трудоустроиться до сих пор.