Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Критический возраст. Куда и почему исчезают те, кому за 45

Критический возраст. Куда и почему исчезают те, кому за 45

В Украине исчезают профессионалы после 50, вытесненные менее опытными, но более энергичными коллегами. Социологи и психологи называют это явление "эйджизмом"

000

"Возьмите этот консилер! Новый продукт, лёгкая текстура, можно использовать без основы…" Коротко стриженая женщина в форменной рубашке консультанта косметического магазина произносит эти фразы с радостью школьницы, решившей сложную задачку. Ей лет 45–47, и она явно на стажировке. Из-за стеллажа с декоративной косметикой за ней наблюдает "наставница" — густо накрашенная барышня под 30 со скучающим выражением лица. Очевидно, стажёрка недавно узнала о том, что такое "консилер", "ай лайнер" и "основа под макияж", но твёрдо решила стать хорошим продавцом-консультантом. Грамотная, хорошо поставленная речь выдаёт в ней женщину образованную и, вероятно, преуспевшую в своё время в другой профессии.

Почему она здесь? Воображение упорно рисует какие-то крайние финансовые трудности — неожиданное увольнение с прежней работы или развод с кормильцем, долгий и безуспешный поиск средств к существованию, в конце концов приведший её на место продавца-стажёра. Мысль о том, что активная и всё ещё молодая женщина просто решила сменить сферу деятельности, приходит последней. И вот ведь что забавно, месяц назад в нью-йоркском MAC тушь для ресниц мне тоже подбирала дама под 50, но там меня это совершенно не удивило. О том, что существуют пятидесятилетние стюардессы, я узнала, лишь перестав летать украинскими авиалиниями. А отправившись в Европу, впервые увидела 50- и 60-летних официантов, метрдотелей и с удивлением выяснила, что наличие сервисного персонала такого возраста — один из признаков высокого класса заведения.

Средний возраст населения Монако — 51 год, и, оказавшись на побережье Лигурийского моря, вы немедленно в этом убеждаетесь. Подданные княжеской короны, разменявшие шестой десяток, встречаются повсюду: на вечеринке, на пляже, в казино, в ресторанах и конторах. Средний возраст жителей Евросоюза — 42,2 года. И когда путешествуешь по Германии, Италии или Греции, это, в общем-то, тоже заметно. Европейцы за 40 заправляют ваш автомобиль, проверяют документы на паспортном контроле, принимают заказы в торговых фирмах. Переключая телевизионные каналы европейских стран, вы вряд ли увидите телеведущих моложе 45, здесь не принято доверять тем, у кого ещё мало и профессионального, и личного опыта.

"Они исчезли с экранов, они не ходят в кино, они не появляются в театрах. Они не ездят за границу. Они не плавают в море. Где они? Их держат в больницах, в продовольственных лавках и на базарах, и в квартирах. Они беззащитны. Они не выходят из дому. Они исчезли. Они не нужны. Как инвалиды. Целое поколение ушло из жизни, и никто не спрашивает, где оно"

 

Михаил Жванецкий

"Потерянное поколение"

А вот в Украине в тех же ситуациях вы, вероятнее всего, будете иметь дело с молодёжью. Здесь тебя всюду встречают 25–30-летние клиент-менеджеры и директора департаментов, покупатели и продавцы, посетители ресторанов, телеведущие, актёры, эксперты в различных сферах. Конечно, вы увидите и тех, кто постарше, но они будут в меньшинстве. По данным ООН, средний возраст населения Украины — 40,4 года. Почему же на улицах так мало сорокалетних? А пятидесятилетние где? Где шестидесятилетние? Их-то и вовсе не видно.

Социологи и психологи называют это явление "эйджизмом" — дискриминацией по возрастному принципу. Термин появился в 1969 году с лёгкой руки первого директора Национального института старения США Роберта Батлера, которого называют "отцом современной геронтологии". Батлер умер от лейкемии на 84-м году жизни, успев основать несколько десятков общественных организаций, защищающих права мужчин и женщин "золотого возраста", и разработать генеральную концепцию борьбы с эйджизмом в США. К этой борьбе присоединились американские политики, владельцы телестудий и глянцевых журналов, кинорежиссёры и продюсеры.

Одним из самых преданных соратников Боба была режиссёр, сценарист и продюсер 60-летняя Нэнси Джейн Мейерс, создатель культовых комедий "Рядовой Бенджамен", "Отец невесты" и "Чего хотят женщины". Яркий пример антиэйджистских идей — фильм "Стажёр", который Мейерс выпустила осенью прошлого года. Лента с Робертом Де Ниро, Энн Хэтэуей и Рене Руссо рассказывает о 70-летнем пенсионере, стажирующемся в успешной фирме, торгующей одеждой через интернет. Создатели картины моделируют идеальную ситуацию: опыт и мудрость стариков дополняются энергией молодёжи, они даже не рассматривают проблему невостребованности тех, кому ещё рано на пенсию. Потому, вероятно, что в США такой проблемы давно уже нет.

Средняя продолжительность жизни в Украине чуть больше 70 лет, и наши пенсионеры не скоро ещё пойдут стажироваться в динамично развивающиеся стартапы. Здесь на повестке дня другой вопрос. Куда исчезают профессионалы после 50, вытесненные менее опытными, но более энергичными коллегами. Ещё работоспособные, но уже мало востребованные. Они накопили жизненный и профессиональный опыт и могли бы многому научить новое поколение, если бы "вышли из тени".


Здоровый бизнес

Как образ жизни 45-летней Елены Лившиц стал источником нового дохода

"Делать бизнес — это как бежать марафон, с той разницей, что не будет линии финиша, где встретят с цветами и скажут: поздравляем, теперь можно передохнуть"… Так говорил Дональд Трамп, объясняя, почему на предпринимательском поприще легко подорвать здоровье, не выдержав непрерывной физической и психологической нагрузки. Елена Лившиц стартовала в этом марафоне в 24 года, а в 45 "сошла с дистанции" и передала дела сыну для того, чтобы начать с нуля в совершенно другой сфере деятельности. Сегодня она хелскоуч — инструктор по здоровому образу жизни, а каких-нибудь пять лет назад организовывала поставки отделочной плитки, колонн и фонтанов украинского производства для западных строителей. "Я любила свою работу и была вполне успешна, но, перешагнув определённый возрастной порог, начала чувствовать, что нуждаюсь в обновлении, пора было что-то менять", — признаётся Елена.

В начале 1990-х наша героиня вместе с мужем и свёкром организовала компанию "Инстех". Начали с изготовления алмазных инструментов для обработки декоративного камня. Потом открыли собственные камнеобрабатывающие цеха. Мужчины руководили производством, а Елена занималась экспортом готовой продукции, импортом материалов и оборудования, а также маркетингом. "Большой бизнес поглощает человека полностью. Ты всё время суетишься, о собственном физическом здоровье вспоминаешь в последнюю очередь, об эмоциональном здоровье не думаешь вообще. Ешь не вовремя и не то, что нужно, делишь трапезу не с теми людьми. Слишком мало спишь и живёшь в постоянном стрессе. В 25 организм тебе всё прощает, но через 10–20 лет происходят коллапсы. Так было со многими моими знакомыми, да и со мной тоже".

"Мне было уже за 40, когда я открыла для себя не новую, в общем-то, истину — работа должна доставлять радость и развивать во мне женское начало. Это должно быть нечто такое, чем я согласилась бы заниматься даже без оплаты"

После 40 Елене пришлось всерьёз задуматься об изменении образа жизни. Во-первых, нужно было снизить уровень стресса. Во-вторых, выбрать для себя "женское" дело, соответствующее её естественным склонностям. "Когда женщина занята в традиционно мужской сфере, она вынужденно воспитывает в себе мужские качества, — подчёркивает Елена. — От этого вырабатывается больше мужских гормонов. Результат — испорченный характер, подорванное здоровье, сложные отношения в семье. Мне было уже за 40, когда я открыла для себя не новую, в общем-то, истину: работа должна доставлять радость и развивать во мне женское начало. Это должно быть нечто такое, чем я согласилась бы заниматься даже без оплаты".

Полтора года назад Елена передала сыну свои дела в семейной компании и открыла агентство Health Plus. Этому предшествовал двухлетний курс обучения хелскоучингу в израильском медицинском образовательном центре Vitateva. Собственно, записываясь на курсы, Елена не планировала заниматься коучингом на коммерческой основе. Изначально она просто хотела научиться как следует заботиться о себе и своих близких, но ближе к концу обучения поняла: это именно та работа, которая ей нужна. "Шопенгауэр говорил, что 90% человеческого счастья это здоровье, а мне очень хотелось быть счастливой и делать счастливыми других", — о новом начинании Елена Лившиц рассказывает с сияющей улыбкой. Неудивительно, что среди знакомых нашлось немало людей, зара­зившихся её энтузиазмом. Они-то и стали первыми клиентами.

Информация об агентстве распространялась по каналам сарафанного радио. Бизнес разрастался. Сегодня в структуре агентства Health Plus школа правильного питания, служба доставки готовых комплексных рационов, центр индивидуальных консультаций по оздоровлению и школа коучей. Вот-вот стартует новый проект — организация краткосрочных ритритов: омоложение, похудение, детоксикация и т. д. Ядро целевой аудитории — женщины за 35 лет. Елене нравится наблюдать за тем, как они молодеют, сбрасывают вес, меняются внешне и внутренне.


Война Лилии

Как бывшая уборщица, став председателем сельсовета, борется с инертностью постсоветской административной системы и побеждает

После 45 построить карьеру на постсоветском пространстве задача не из лёгких. Так говорят. А ещё говорят, что тому, кто больше двадцати лет проработал на низовых должностях, руководителем никогда не стать. Все эти утверждения опровергает бойкая 47-летняя блондинка Лилия Коцюбайло. Жителям её родного села Березолуки некогда было рассуждать о карьерных ожиданиях и дискриминации по возрастному признаку. Их больше волновало отсутствие газоснабжения, плохие дороги и проблемы транспортного сообщения с районным центром. Лилию это тоже заботило. И хотя до недавнего времени была она всего-навсего техничкой в сельской школе, взялась решить главные инфраструктурные проблемы своего села, а заодно и трёх соседних, находящихся в ведении того же сельсовета. Удастся ли ей осуществить свой амбициозный замысел? Не исключено.

В октябре 2015-го Лилия Коцюбайло выиграла выборы председателя Березолуцкого сельсовета. С тех пор в четырёх подконтрольных ей сёлах были отремонтированы дороги, и, судя по настрою Лилии, это только начало. "Я стучала во все двери, и в конце концов мне открыли, — говорит председатель сельсовета. — Ремонтом, как и положено, занимался волынский Автодор, просто нужно было постоянно им об этом напоминать, вот я и напоминала. Строительный мусор с обочин тоже должны были убирать рабочие, но они почему-то долго не появлялись, так что мы, жители сёл, организовались и начали уборку сами, а бригада рабочих потом подтянулась". О своём достижении Лилия рассказывает на бегу. До этого мы потратили несколько дней в тщетных попытках застать её в рабочем кабинете. Эта женщина постоянно в движении. Ходит по кабинетам район­ного и областного начальства, появляется на сессиях разных советов и заседаниях всевозможных комиссий — никому не даёт покоя, отстаивая интересы своих сёл: требует, просит, иногда даже плачет, чтобы разжалобить бюрократов.

47-летняя Лилия Коцюбайло выиграла выборы председателя Березолуцкого сельсовета. Первым делом добилась ремонта дорог в четырёх подконтрольных ей сёлах. Теперь выбивает школьный автобус

Лет десять назад она объявила вой­ну неповоротливой постсоветской административной системе. Тогда сотрудники школы, в которой Лилия работала уборщицей, решили создать кооператив и провести газ в окрестные сёла. Лилии предложили скромную должность бухгалтера-кассира. В своё время она окончила Волынскую бухгалтерскую школу и даже работала по специальности до распада СССР. Зарплаты в кооперативе не предвиделось. Работали на общественных началах. Лилия согласилась, но ролью счетовода ограничиваться не пожелала. Борьба за то, чтобы в родное село провели газ, стала её личным сражением. "Я решила, что добьюсь результата, сколько бы времени, сил и нервов ни пришлось на это истратить, 6 лет обивала пороги, и не зря. Газ мы всё-таки провели. Поэтому, наверное, мне и предложили баллотироваться. Свои первые председательские выборы я проиграла с отрывом в 13 голосов, зато следующие выиграла, обошла предшественника на 36 голосов. Вообще-то у меня было двое соперников, предыдущий председатель сельсовета и тридцатидвухлетний лесничий", — объясняет Лилия, которая о выборах говорит скучным будничным тоном, а об отремонтированных недавно сельских дорогах — эмоционально, с воодушевлением и гордостью. Если первой важной победой в её персональной войне стало решение проблемы газоснабжения, то ремонт дорог можно назвать второй.

Третьей, скорее всего, будет появление школьного автобуса, а четвёртой — большой, вместительный рейсовый автобус на маршруте, соединяющем село с райцентром. Сейчас там курсирует маршрутка, рассчитанная на 17 пассажиров. "Только что я сама на ней ехала и на конечной остановке насчитала 48 пассажиров. Представьте, как они втискиваются в тесную "газель", а есть ведь ещё более 50 детей, которые каждое утро добираются в школу на том же транспорте, — жалуется Лилия. — Родители школьников приходят ко мне и плачут. На днях один из моих односельчан, стоявший на автобусной остановке, громко сказал, что я, мол, ничего не делаю. Знал бы он, сколько раз я уже обошла кабинеты с просьбой о большом рейсовом автобусе. Пока меня не слышат, но я своего добьюсь. Кстати, школьный автобус мне уже пообещали, через несколько месяцев должны его получить".

Фото: из личных архивов, womo.com.ua

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.