Обсервация по полной. Как власть отправляла туристов с Бали на карантин
Пока Кабмин принимал постановления, обязывающие украинских граждан, возвращающихся из-за границы, отправляться на принудительную обсервацию, в Борисполь летели украинские туристы из Вьетнама и с острова Бали. Ступив на родную землю, они оказали властям яростное сопротивление и спровоцировали в соцсетях не менее бурное обсуждение запоздалых мер правительства и наших национальных особенностей
Возвращение сотен тысяч украинцев домой на фоне ускоряющейся пандемии, скорее всего, войдет в учебники, как один из примеров неэффективного и хаотичного государственного менеджмента, цену которого нам еще только предстоит узнать. Фотографии огромных толп, переходящих границу пешком, видеострим из самолета из Милана, где якобы отказывались госпитализировать людей с повышенной температурой, признание госпогранслужбы, что массовое использование жаропонижающих делает этот метод контроля неэффективным и достаточно очевидные выводы моделирования пандемии, согласно которым закрытие границ и обсервация не помогают, если внутри границ уже случилась вспышка заболевания. Например, из-за того, что огромное количество прибывших не соблюдают режим самоизоляции, а у властей нет ни одного инструмента для того, чтобы найти и наказать нарушителей.
Все это уже было известно, когда колеса вьетнамского Airbus 350, прибывшего забрать граждан своей страны, коснулся взлетно-посадочной полосы в аэропорту "Борисполь". Самолет, в котором по просьбе украинского посольства подвезли домой украинских граждан, был арендован вьетнамским бизнесменом и, по данным МИД, условием полета было согласие на двухнедельную обсервацию в одном из отелей Киевской области и взнос по 200 евро с человека на ее обеспечение.
Однако по прилету стало понятно, что договориться с прибывшими не удалось и что-то опять пошло не так. Камнем преткновения, в частности, стало постановление Кабмина, спешно принятое 29 марта. Согласно которому все новоприбывшие должны будут отправиться на принудительную обсервацию.
ВажноИ хотя, по мнению ряда юристов, такое постановление не имеет юридической силы, тем не менее, у властей в этот раз хватило воли его внедрить. Правда, организовано это было, как всегда не на высоте.
Как оказалось, украинцы неплохо осведомлены о своих правах и на такие меры не согласны. 29 марта прибыл рейс из Вьетнама, и его пассажиры вживую продемонстрировали, по оценке министра иностранных дел Кулебы, "несокрушимую тягу к свободе".
Ни уговоры, ни присутствие полиции не помогли решить проблему так, как это представляла себе власть, и в итоге пассажиры просто подписали согласие на самоизоляцию и разошлись домам. Сколько из них будет сидеть 14 дней в самоизоляции – неизвестно. Повлияет ли это хоть каким-то образом на динамику эпидемии, с учетом огромного количества заехавших ранее — также вопрос дискуссионный.
К двум следующим рейсам с Бали через столицу Катара – Доху, в аэропорту подготовились куда основательнее. Этой ночью в "Борисполь" сразу прибыла Нацгвардия и полиция, а туристов заперли в самолетах, не выпуская их, пока они не подпишут добровольное согласие на обсервацию. Бесплатную – в отеле "Казацкий" на Майдане Незалежности в Киеве, или же на платную в Пуще-Водице.
В предлагаемом на подпись документе был также интересный пункт о том, что гражданин обещает не общаться со СМИ. Правда, он оказался маловыполним, так как еще во время своего вынужденного заточения в самолете, пассажиры активно постили видео и сообщения о том, как с ними обращаются. И происшествие стало достоянием общественности практически с самого начала конфликта.
Пассажиры, прилетевшие с Бали через Катар, заявили, что решение Кабмина об обсервации было принято, когда их самолет уже был в небе. На обоих рейсах все были изначально согласны и на двухнедельную самоизоляцию, и на анализы прямо в аэропорту – но не на обсервацию в отелях.
Но когда самолеты приземлились, оказалось, что туристов-бунтарей хотят взять измором. В самолете закрыли туалеты, прекратили раздачу воды, а борт покинули бортпроводники.
Часть пассажиров после бесплодных переговоров с представителями Нацгвардии согласилась уехать в отели на обсервацию. Причем юристы вновь настаивают на том, что согласие, полученное подобным образом, фактически в принудительном порядке, никакой законной силы не имеет.
В отель "Казацкий" из аэропорта отправились 2 автобуса ГСЧС. Само здание опечатали, а туристов завели через черный ход.
Их карантин должен продлиться до 12 апреля, по словам сидельцев — со ржавой водой из крана и запретом на свою еду. Впрочем, в группе в Telegram, где общаются пассажиры рейса, сообщается, что кое-кому удалось заказать веганские блюда и получить их.
В самолетах, которые прилетели с Бали еще несколько часов оставались пассажиры, которые на обсервацию в отелях не согласились. Советник главы МВД Зорян Шкиряк писал, что "правоохранители и пограничники проводили с ними профилактические беседы", применяя силу убеждения. И, видимо, беседы возымели успех, потому что, по итогу, все пассажиры злополучного рейса с Бали отправились в отель "Казацкий". Однако, когда на место прибыл журналист Фокуса, оказалось, что часть пассажиров "смирилась" и начала размещаться в отеле. Часть отказывалась выходить из автобусов, а часть пыталась добиться от полицейских, чтобы их отпустили домой на самоизоляцию. Они аргументировали свои требования тем, что в отеле холодно, нет воды и платное питание. Жаловались и на отсутствие мер защиты вроде медицинских масок.
По мнению многих пользователей, ситуация с пассажирскими рейсами в "Борисполе" продемонстрировала, что власти неспособны действовать последовательно, с радостью перекладывают ответственность за собственную бездеятельность на случайно выбранную группу "козлов отпущения", и готова при случае нарушать для этого закон.
Впрочем, переложить хотя бы часть ответственности на неправильный народ все-таки получилось. Тем более, что в соцсетях довольно быстро стали задаваться вопросом, а зачем, собственно, украинцам понадобилось в условиях пандемии лететь на Бали? И почему они не пытались вернуться раньше, когда стало ясно, что с этим могут возникнуть проблемы. На что некоторые пассажиры ответили, что улетели еще зимой, их обратные билеты пропали, а новые стоили слишком дорого.
Однако подобная откровенность вызвала обратный эффект. Оказалось, что не слишком много людей в Украине готовы им посочувствовать. А многие прямо обвинили сограждан в безответственности.
Была ли у власти возможность отправлять граждан на обсервацию раньше или организовать ее для сотен тысяч людей одновременно — сказать трудно. Скорее всего, нет. И теперь запоздалые меры по закрытию границ вместе с обсервацией тех, кто возвращается позже других, могут помочь лишь для примерной оценки количества зараженных, которые уже въехали в страну и отправились в слишком необязательную самоизоляцию.