Украинские чиновники потакали преследованиям журналистов: Госдеп США привел примеры

СМИ, пресса, госдеп США, свобода слова, журналисты

Были случаи, как говорится в отчете МИД США, когда украинские чиновники применяли цензуру, ограничивали контент и наказывали отдельных лиц и СМИ за якобы критику мер власти.

Украинские чиновники в 2023 году не только запрещали, блокировали и вводили санкции против СМИ, а иногда даже инициировали и потворствовали преследованиям журналистов. Об этом говорится в документе по соблюдению прав человека, опубликованном на сайте Государственного департамента США.

Например, 5 марта блогер и администратор Telegram-канала Pervomaysk City Дмитрий Иваницкий сообщил, что ему угрожают расправой от мэра Первомайска. По его словам, конфликт между блогером и городским головой Олегом Демченко произошел после обнародования информации о решении горсовета о повышении зарплаты чиновника. Эта информация вызвала общественный резонанс. Мэр извинился, заявив, что его слова "были вырваны из контекста".

Кроме того, в документе Госдепа говорится, что чиновники отказывали журналистам в аккредитации или доступе к прифронтовым районам, ссылаясь на национальную безопасность. Например, в июне власти отказали в продлении аккредитации на освещение войны фотокорреспонденту канадской газеты The Globe and Mail Антону Скибе. Как отмечали в издании, Служба безопасности Украины требовала от фотокора пройти проверку на детекторе лжи, обвиняя его в наличии российского паспорта и сомнениях в отражении его работой "национальных интересов" страны. Впрочем, после огласки мужчине продлили разрешение.

Были сообщения и об угрозах представителей власти нападением на журналистов. Например, во время заседания Полтавского городского совета 29 марта двое местных чиновников угрожали физической расправой журналистке интернет-издания "Полтавская волна" Анастасии Мацько.

В государственном департаменте не забыли и о нападениях на журналистов, которые писали о коррупции. Так, 12 июля в городе Ананьев Одесской области неизвестные избили главного редактора газеты "Вести Ананьевщины" Владимира Седова. Пострадавший связал нападение со своей профессиональной деятельностью, которая включала репортажи о коррупционных действиях местной власти, ведь до этого журналисту уже поступали многочисленные угрозы.

Были обвинения и в том, говорится в документе, что правительство угрожало преследовать журналистов в отместку за их работу. Кроме того, некоторые журналисты сообщали, что сотрудники службы безопасности угрожали призывом в армию за критические репортажи.

Некоторые СМИ также сообщили, что правоохранители установили наблюдение за их сотрудниками. Велось расследование, например, относительно слежки СБУ за независимым расследовательским медиа Bihus.info.

В документе отмечается, что независимые СМИ и новостные сайты были активными и выражали широкий спектр взглядов, но чиновники приняли определенные меры для ограничения СМИ и свободы выражения мнения якобы для противодействия российской дезинформации и решения других проблем безопасности во время войны. Поэтому многие журналисты и медиагруппы сообщили об усилении самоцензуры. И неправительственная организация Freedom House оценила прессу страны как "частично свободную".

Напомним, ранее мы писали, что журналисту "Слідства.Інфо" Евгению Шульгату пытались вручить повестку в Киеве. Мужчина был автором расследования об элитном имуществе руководителя департамента кибербезопасности СБУ Ильи Витюка.

Также Фокус писал, что украинские журналисты требовали увольнения начальницы объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Натальи Гуменюк, которая позволяла работать прессе на расстоянии 10 км от фронта в "потемкинских" окопах. Соответствующее заявление было обнародовано 16 апреля.

Сама Наталья Гуменюк отвергла обвинения в ограничении работы медийщиков, отметив, что руководствуется распоряжениями командования. Но утром 19 апреля Генеральный штаб провел "ротационные мероприятия" в отношении начальника Центра стратегических коммуникаций Сил обороны Юга. Вместо Гуменюк на должность 22 апреля назначили капитана третьего ранга Дмитрия Плетенчука, который также одновременно будет продолжать работать и спикером Военно-морских сил.