Восток налетает. Новые китайцы обошли россиян по расходам в европейских бутиках

2010-01-31 18:20:00

113 0
Богатые туристы из Китая – последняя надежда мировой экономики. Пока остальные затягивают пояса, они тратят во время путешествий всё больше

«Мы едем сюда за качественными товарами, – рассказывает агентству Reuters приехавшая в Лондон 28-летняя туристка из Пекина Лилиан Вонг. – Я не схожу с ума и не покупаю десятки сумочек Louis Vuitton. Просто знаю, что здесь они дешевле, чем у меня на родине».

Среди туристов из КНР европейский шопинг становится всё более популярным. В 2009-м китайцы впервые оставили в бутиках ЕС больше евро, чем бывшие многие годы лидерами россияне. По данным компании Global Refund, которая возвращает НДС иностранцам, гости из Поднебесной потратили в европейских магазинах на 47% больше, чем в 2008-м. Отличаются и предпочтения нового массового покупателя: если российских туристов привлекали часы, парфюмерия и ювелирные украшения, то китайцы чаще приобретают модную одежду и аксессуары. Только во Франции они потратили 155 млн. евро (опередив россиян на 43 млн. и японцев – на 65 млн.). В прошлом году порадовали владельцев французских бутиков и украинцы, чьи траты в расчёте на одного человека составили 1481 евро. Кстати, у китайцев эта цифра равна 1071 евро, но они, как всегда, взяли своим количеством. В лондонских магазинах туристы из КНР оставили в четыре раза больше наличности, чем в 2008 году и по дороговизне покупок опередили арабских шейхов и российских олигархов.


Для толстых кошельков. На знаменитой лондонской улице Бонд, где представлены многие дорогие мировые бренды, китайские туристы чувствуют себя всё комфортнее.

Китайская экономика сегодня по темпу роста опережает экономики крупнейших развитых стран (в 2009-м экономика КНР, несмотря на рецессию, оказалась в плюсе, прибавив около 9%), Пекин выделяет немалые суммы на финансирование предприятий, так что в ближайшем будущем поток обеспеченных туристов не должен иссякнуть. Более того, по прогнозам компании Boston Consulting Group, если в 2007 году количество семей с доходом, превышающим миллион долларов, составляло 417 тысяч, то к 2011-му их число возрастёт до 609 тысяч. Так что статусные покупки станут в моде, не зря в КНР устремились компании, предлагающие товары в сегменте luxury. «Китайские потребители моложе тех, кто приобретает товары дорогих марок в других странах. Их возраст – 25–35 лет», – говорит представитель Boston Consulting Group Винсент Луй.

Свои представительства в городах КНР открывают не только автоконцерны, но и компании по производству дорогих ювелирных украшений. А пока известные бренды осваивают внутренний рынок Поднебесной, сами китайцы, среди которых много представителей богатеющего среднего класса, всё чаще позволяют себе тратить немалые деньги на развлечения и путешествия.

Курс хороших манер

Едут туристы из КНР не только на Запад. Такие популярные среди европейцев экзотические направления, как Таиланд, у китайцев также вызывают интерес. Кстати, здесь их сравнивают с богатыми немцами. Если в 1991 году в Таиланде побывало всего 100 туристов из Китая, то в 2009-м их было около 1 млн. Для операторов турфирм правительство устраивало специальные ознакомительные туры, стараясь показать товар лицом и обеспечить клиентурой местные отели. Такой проект стоил Таиланду около $500 тыс.

Те, кто настроен на более длительное путешествие, отправляются на Кубу, в Чили, Бразилию или Кению. Эти страны встречают китайских туристов с распростёртыми объятиями, несмотря на то, что это весьма специфические гости – они, как правило, очень шумные, бесцеремонные, могут возмутиться высокой стоимостью напитков или предлагаемой еды, а спустя некоторое время запросто потратить солидные суммы в местных магазинах.

Правительство КНР пару лет назад запустило программу, которая должна была научить китайцев, выезжающих за границу, вести себя прилично, правильно занимать очередь, не плевать себе под ноги и т.п. Очевидно, полученный опыт был взят на вооружение позже, при подготовке к Олимпийским играм 2008 года. Тогда среди жителей Пекина распространяли методичку, в которой строго-настрого запрещалось носить яркую одежду, закатывать штаны, плеваться, таксистам – есть чеснок, женщинам – носить короткие юбки.

Но рынок услуг готов мириться с особенностями характера гостей из КНР. Борьбу за китайского туриста в США сегодня ведут Калифорния, Гавайи и Невада (а именно – Лас-Вегас). Гавайи пока немного проигрывают, поскольку не имеют прямого авиасообщения с Китаем. Этот недостаток местные отели пытаются компенсировать другими удобствами. К примеру, найти в гостиницах, ресторанах или магазинах сотрудника, знающего китайский язык, здесь не проблема. Надписи и меню на китайском давно перестали быть экзотикой. Скоро по просьбе гавайского Туристического сообщества в одном из колледжей откроются курсы, где сотрудники сферы обслуживания смогут выучить необходимый минимум фраз на китайском.

Число китайских туристов в США в прошлые годы исчислялось сотнями тысяч. По данным американской Ассоциации путешествий, число путешественников из КНР будет ежегодно удваиваться. «Все смотрят на Китай, видят население в 1,3 миллиарда человек и думают: «Боже, это же самый лучший в мире рынок туризма», – говорит работник школы «Управление индустрией путешествий» при гавайском университете Фрэнк Хаас. Местные власти уже предусмотрели бюджет в $2,7 миллиона для рекламных кампаний на рынках КНР и Кореи.

И если визу для индивидуального тура в американских консульствах КНР по-прежнему получить непросто, для групп обещают создавать более благоприятный режим.

Яна Седова, Фокус

Loading...