Восток налетает. Новые китайцы обошли россиян по расходам в европейских бутиках

Богатые туристы из Китая – последняя надежда мировой экономики. Пока остальные затягивают пояса, они тратят во время путешествий все больше

"Мы едем сюда за качественными товарами, – рассказывает агентству Reuters приехавшая в Лондон 28-летняя туристка из Пекина Лилиан Вонг. – Я не схожу с ума и не покупаю десятки сумочек Louis Vuitton. Просто знаю, что здесь они дешевле, чем у меня на родине".

Среди туристов из КНР европейский шопинг становится все более популярным. В 2009-м китайцы впервые оставили в бутиках ЕС больше евро, чем бывшие многие годы лидерами россияне. По данным компании Global Refund, которая возвращает НДС иностранцам, гости из Поднебесной потратили в европейских магазинах на 47% больше, чем в 2008-м. Отличаются и предпочтения нового массового покупателя: если российских туристов привлекали часы, парфюмерия и ювелирные украшения, то китайцы чаще приобретают модную одежду и аксессуары. Только во Франции они потратили 155 млн. евро (опередив россиян на 43 млн. и японцев – на 65 млн.). В прошлом году порадовали владельцев французских бутиков и украинцы, чьи траты в расчете на одного человека составили 1481 евро. Кстати, у китайцев эта цифра равна 1071 евро, но они, как всегда, взяли своим количеством. В лондонских магазинах туристы из КНР оставили в четыре раза больше наличности, чем в 2008 году и по дороговизне покупок опередили арабских шейхов и российских олигархов.

Китайская экономика сегодня по темпу роста опережает экономики крупнейших развитых стран (в 2009-м экономика КНР, несмотря на рецессию, оказалась в плюсе, прибавив около 9%), Пекин выделяет немалые суммы на финансирование предприятий, так что в ближайшем будущем поток обеспеченных туристов не должен иссякнуть. Более того, по прогнозам компании Boston Consulting Group, если в 2007 году количество семей с доходом, превышающим миллион долларов, составляло 417 тысяч, то к 2011-му их число возрастет до 609 тысяч. Так что статусные покупки станут в моде, не зря в КНР устремились компании, предлагающие товары в сегменте luxury. "Китайские потребители моложе тех, кто приобретает товары дорогих марок в других странах. Их возраст – 25–35 лет", – говорит представитель Boston Consulting Group Винсент Луй.

Свои представительства в городах КНР открывают не только автоконцерны, но и компании по производству дорогих ювелирных украшений. А пока известные бренды осваивают внутренний рынок Поднебесной, сами китайцы, среди которых много представителей богатеющего среднего класса, все чаще позволяют себе тратить немалые деньги на развлечения и путешествия.

Курс хороших манер

Едут туристы из КНР не только на Запад. Такие популярные среди европейцев экзотические направления, как Таиланд, у китайцев также вызывают интерес. Кстати, здесь их сравнивают с богатыми немцами. Если в 1991 году в Таиланде побывало всего 100 туристов из Китая, то в 2009-м их было около 1 млн. Для операторов турфирм правительство устраивало специальные ознакомительные туры, стараясь показать товар лицом и обеспечить клиентурой местные отели. Такой проект стоил Таиланду около $500 тыс.

Те, кто настроен на более длительное путешествие, отправляются на Кубу, в Чили, Бразилию или Кению. Эти страны встречают китайских туристов с распростертыми объятиями, несмотря на то, что это весьма специфические гости – они, как правило, очень шумные, бесцеремонные, могут возмутиться высокой стоимостью напитков или предлагаемой еды, а спустя некоторое время запросто потратить солидные суммы в местных магазинах.

Правительство КНР пару лет назад запустило программу, которая должна была научить китайцев, выезжающих за границу, вести себя прилично, правильно занимать очередь, не плевать себе под ноги и т.п. Очевидно, полученный опыт был взят на вооружение позже, при подготовке к Олимпийским играм 2008 года. Тогда среди жителей Пекина распространяли методичку, в которой строго-настрого запрещалось носить яркую одежду, закатывать штаны, плеваться, таксистам – есть чеснок, женщинам – носить короткие юбки.

Но рынок услуг готов мириться с особенностями характера гостей из КНР. Борьбу за китайского туриста в США сегодня ведут Калифорния, Гавайи и Невада (а именно – Лас-Вегас). Гавайи пока немного проигрывают, поскольку не имеют прямого авиасообщения с Китаем. Этот недостаток местные отели пытаются компенсировать другими удобствами. К примеру, найти в гостиницах, ресторанах или магазинах сотрудника, знающего китайский язык, здесь не проблема. Надписи и меню на китайском давно перестали быть экзотикой. Скоро по просьбе гавайского Туристического сообщества в одном из колледжей откроются курсы, где сотрудники сферы обслуживания смогут выучить необходимый минимум фраз на китайском.

Число китайских туристов в США в прошлые годы исчислялось сотнями тысяч. По данным американской Ассоциации путешествий, число путешественников из КНР будет ежегодно удваиваться. "Все смотрят на Китай, видят население в 1,3 миллиарда человек и думают: "Боже, это же самый лучший в мире рынок туризма", – говорит работник школы "Управление индустрией путешествий" при гавайском университете Фрэнк Хаас. Местные власти уже предусмотрели бюджет в $2,7 миллиона для рекламных кампаний на рынках КНР и Кореи.

И если визу для индивидуального тура в американских консульствах КНР по-прежнему получить непросто, для групп обещают создавать более благоприятный режим.

Яна Седова, Фокус