Обслуживание не по карману: почему Индонезия не спешит покупать у РФ Су-35
В долгосрочной перспективе, считают эксперты, даже с учетом первичной высокой стоимости истребителей F-15, эксплуатация российских Су-35 может обойтись стране гораздо дороже западных образцов.
Правительство Индонезии не спешит реализовать договоренность и закупить у России партию истребителей Су-35. С одной стороны индонезийцы опасаются санкционного давления со стороны США, с другой российские машины, как оказалось, могут быть не по карману ВВС страны в плане обслуживания. Об этом говорится в материале Bulgarian Military от 5 апреля.
Обозреватели пишут, что Индонезия справедливо желает не попадать под действие CAATSA — федеральный закон США "О противостоянии противникам Америки посредством санкций", так как в противном случае отношение с Штатами могут заметно испортиться.
Эти санкции могут остановить торговлю США и поставки оборонного оборудования в Индонезию. Причем по иронии судьбы, для своей военной модернизации Индонезия как раз отчаянно нуждается именно в оборонном оборудовании из США. Без него, отметили военные специалисты страны, модернизация вооруженных сил сильно застопорится.
Однако причина, по которой Индонезия не торопится обзавестись российскими Су-35 может крыться в другом. Впрочем, Москва сообщила, что никакого официального сообщения от Индонезии о расторжении сделки не получала.
Деньги — решающий фактор
Авторы материала отмечают, что бытует распространенное мнение о западных военных технологиях, которые дескать прошли боевые испытания и отличаются долговечностью. Но цены на такие системы вооружения могут "кусаться", и для некоторых стран их приобретение может стать обременительным. И напротив российский ВПК может предложить более выгодные контракты, однако не все так однозначно.
Действительно, хотя первоначальные инвестиции в оборонное оборудование западного производства могут показаться Индонезии значительными, они становятся более доступными, если учесть стоимость запасных частей, обслуживания и эксплуатации.
ВажноИ наоборот, когда речь идет о российском оборудовании, оно может изначально показаться выгодным, но в долгосрочной перспективе оно оказывается дороже. Например, с учетом расходов на обслуживание и эксплуатацию, полет на индонезийском Су-30 обходится в 18 000 долларов за каждый час пребывания в воздухе.
"Учтите, что каждые 1500 летных часов Су-30 требуют ремонта, и затраты на него возрастают почти до 27 млн долларов в год. Для сравнения, стоимость модернизации и обслуживания индонезийского F-16 составляет чуть более 19 млн долларов за каждую единицу", — подчеркивают обозреватели.
Су-35 дороже F-16
Такие цифры могут настораживать правительство Индонезии, ведь в случае с Су-35 речь идет уже о 30 000 долларов за каждый час полета — это оказывается дороже F-15 Eagle II, стоимость полета которого составляет 24 000 долларов в час. При этом стоимость одной единицы F-15 Eagle II может достигать 101 млн долларов и это может показаться непомерно дорогим по сравнению с ценой Су-35, составляющей около 69,4 млн долларов за единицу.
Эксперты предположили, что такая ситуация сложилась из-за нехватки боевых единиц Су-35 по всему миру, которая вынуждает Россию нести более высокие производственные расходы на запасные части для ограниченной партии этих самолетов.
С другой стороны, обширное присутствие F-16 в мире, исчисляемое тысячами единиц, приводит к более доступным затратам на массовое производство и запасные части. Поэтому даже самый современный его вариант, F-16 Viper, по цене аналогичен Су-35 или даже может стоить дешевле, подытожили эксперты.
ВажноРанее сообщалось, что совместный проект Южной Кореи и Индонезии по созданию истребителей KF-21 Boramae оказался на гране срыва из-за скандала вокруг утечки конфиденциальных данных. Ходили слухи, что индонезийские инженеры пытались пронести с территории завода USB-накопитель и слить секретные данные о самолете.