Клетчатый след. Почему шотландские сепаратисты снова собираются объявить независимость от Великобритании и причем тут Brexit
Первый министр Шотландии Никола Стерджен на конференции Шотландской национальной партии призвала к независимости от Великобритании. Фокус разбирался, насколько велика вероятность реализации планов Стерджен и ее партии и как связаны центробежные тенденции Эдинбурга с политическим кризисом в Лондоне из-за Brexit
Никола Стерджен объявила о своей идее 28 апреля на конференции Шотландской национальной партии, которую она возглавляет. По мнению Стерджен, британская парламентская система разрушена, власти Соединенного Королевства игнорируют мнение Шотландии о налаживании экономических отношений с Евросоюзом после реализации Brexit. Парламент Шотландии планирует до конца года подготовить законопроект о проведении референдума о независимости до 2021 года.
Следует отметить, что Шотландия находится в составе Соединенного Королевства более трех веков. Англией и Шотландией долгое время правила шотландская династия Стюартов по принципу один король – два государства. В 1707 году они объединились в единое союзное государство – Великобританию – по обоюдному согласию. Шотландцы больше англичан были заинтересованы в объединении, так как видели в этом массу возможностей в сфере торговли, начиная от получения доступа на внутренний рынок Англии, заканчивая расширением бизнеса за счет заморских территорий английской короны.
При этом шотландский сепаратизм никогда не принимал такие ярко выраженные агрессивные формы как вооруженная борьба Ирландии за независимость в первой половине ХХ века или террористическая деятельность Ирландской республиканской армии (ИРА) в Северной Ирландии. Время от времени шотландцы требовали расширения прав органов самоуправления, восстановления шотландского парламента (возобновил деятельность в 1999 году) с помощью петиций и референдумов.
О независимости Шотландии всерьез заговорили на заре третьего тысячелетия. Вопрос о проведении референдума о выходе из состава Великобритании поставил бывший первый министр Шотландии Алекс Салмонд из Шотландской национальной партии. Правительство Великобритании лейбориста Гордона Брауна выступило против инициативы. Однако шотландским сепаратистам удалось добиться своего. В 2012 году Салмонд договорился с тогдашним премьер-министром Великобритании консерватором Дэвидом Кэмероном о проведении референдума о независимости Шотландии в сентябре 2014 года. В итоге 55% шотландцев проголосовали против независимости при явке свыше 80%.
В настоящее время Шотландия – промышленно развитый регион, имеющий атрибуты государственности, включая собственное правительство и парламент. Шотландия проводит самостоятельную политику в области образования, здравоохранения, транспорта, судебной системы. Полная независимость непременно повлечет за собой увеличение расходов на создание органов государственной власти и расширение бюрократического аппарата. После восстановления парламента в 1999 году в шотландском обществе возникло недовольство в связи с увеличением расходов на содержание законодательной ветви власти, включая строительство здания, которое обошлось в 414 млн фунтов стерлингов.
Сепаратисты до сих пор не могут определиться с будущей формой правления. То ли Шотландия останется конституционной монархией как Канада и Австралия и войдет в состав Британского содружества наций. То ли пойдет по ирландскому пути и образует республику. Отсутствует общее видение насчет национальной валюты. Вызывают сомнения планы идеологов государственной независимости вывезти ядерное оружие с территории Шотландии. Второе дыхание шотландским сепаратистам придал референдум о выходе Великобритании из Евросоюза в июне 2016-го. Тогда свыше 60% шотландцев проголосовали против Brexit. С того момента первый министр Шотландии Стерджен продвигает идею выхода из состава Великобритании ради того, чтобы остаться в ЕС.
Чем хуже – тем лучше
Выход Великобритании из Евросоюза создает немалые риски для шотландской экономики. Более 40% экспорта ориентировано на рынки ЕС. С европейскими клиентами работают 16 предприятий тяжелой промышленности, 18 банков, 15 предприятий пищевой промышленности, производителей спиртных и безалкогольных напитков. Существует реальная угроза сокращения рабочих мест после выхода Великобритании из ЕС в связи с потерей заказов.
Выход из ЕС грозит потерей доступа к финансированию в рамках Единой сельскохозяйственной политики. Сельское хозяйство в Шотландии является дотационным и до 2020 года местные аграрии планировали получить свыше 4,5 млрд евро в качестве субсидий и еще 800 млн евро из структурных фондов ЕС. Вслед за выходом из ЕС последует введение для шотландских нефтегазовых компаний Britoil, Cairn Energy, Dana Petroleum, Wood Group пошлин как для третьих стран со стороны ЕС. Неудивительно, почему идею второго референдума о Brexit и сохранении членства в ЕС поддерживают 70% шотландцев.
- Читайте также: Арабская весна приходит в Алжир. Какие последствия ожидают нефтяного гиганта Северной Африки в связи с отставкой президента
Однако сторонникам независимости Шотландии рано бить в набат. Ведь проект договора с ЕС о Brexit, согласованный премьер-министром Великобритании Терезой Мэй и председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, предусматривает переходный период для Великобритании до конца 2020 года с сохранением членства в таможенном союзе ЕС, свободы перемещения, обязательным соблюдением европейских стандартов и европейского законодательства. Во время переходного периода Евросоюз и Великобритания будут, как и прежде, согласовывать курс по защите окружающей среды, налоговой, социальной политики, государственной помощи, экономической конкуренции. Стороны имеют право продлить срок переходного периода. Тем не менее, почему-то большинство депутатов шотландского парламента, где доминирует сепаратистская коалиция Шотландской национальной партии и "Шотландских зеленых" не поддержали проект договора о Brexit, как и евроскептики из Консервативной партии в парламенте Великобритании. Хотя проект договора как раз и рассчитан на то, чтобы смягчить негативные последствия выхода из ЕС для британского бизнеса, создать условия для адаптации к новым политическим реалиям.
Складывается впечатление, что Brexit выгоден шотландским сепаратистам не меньше, чем британским евроскептикам, вот только использовать его они хотят исключительно как повод для проведения второго референдума о независимости. Больше всего независимость Шотландии выгодна функционерам Шотландской национальной партии, которая уже много лет доминирует на политической арене. В условиях независимости они смогут продвинуться по иерархической лестнице и взять под контроль финансовые потоки. Сегодня Лондон контролирует 70% налоговой базы Шотландии, в том числе сборы с нефтедобывающих компаний. (в 2016 году в британскую казну поступило свыше $26 млрд). Учитывая то, что 90% британских нефтегазовых месторождений находится на шельфе Шотландии в Северном море, цель сепаратистов понятна – отделиться ради того, чтобы получить полный контроль над источником поступлений от нефтедобычи.
Расчет сепаратистов делается на то, чтобы хотя с небольшим перевесом голосов добиться выхода из состава Великобритании, сыграть на опасениях части шотландского общества лишиться доступа к Общему рынку. Дескать, независимость и сохранение членства в ЕС – это меньшее зло, чем оставаться в составе Великобритании после Brexit. По данным апрельского опроса YouGov, количество сторонников независимости Шотландии с 2014 года выросло до 49%. К 2021 году общественное мнение может измениться. Сепаратисты проводят массированную информационную кампанию в поддержку независимости, работают с общественным мнением в условиях политического кризиса в Лондоне и неспособности премьера Мэй убедить британских парламентариев поддержать проект договора о выходе из ЕС.
- Читайте также: Туман над Босфором. Как повлияет на политику Турции поражение Эрдогана на местных выборах
Негативный прецедент
Мнения европейских чиновников о будущем Шотландии в ЕС разделились. В июле 2014 года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что в течение ближайших пяти лет ЕС не пополнится новыми членами. Это заявление прозвучало в самый разгар подготовки шотландских сепаратистов к референдуму. Пресс-секретарь Юнкера назвал события в Шотландии внутренним вопросом. Однако после референдума о Brexit риторика еврочиновников изменилась. В феврале 2017-го глава представительства Еврокомиссии в Великобритании Жаклин Минор заявила, что после выхода из Великобритании, Шотландии следует подать заявку на вступление в ЕС, которое не заставит себя ждать, поскольку страна уже соответствует всем необходимым критериям. Бывший премьер-министр Бельгии и лидер группы в Европарламенте "Альянс либералов и демократов Европы" Ги Верхофстадт выступает за автоматическое сохранение членства Шотландии в ЕС в случае независимости. Возможно, Брюссель решил подыграть шотландским сепаратистам, чтобы ввести в замешательство Лондон и заставить отказаться от выхода из ЕС, за которым могут последовать проблемы с территориальной целостностью.
Вот только такие неосторожные заявления официальных лиц играют не в пользу территориальной целостности европейских стран. После 2014 года Шотландия стала своего рода примером для подражания для сепаратистов всех мастей. Референдум о независимости Шотландии стал образцом для консультативного плебисцита о независимости испанского региона Каталония в 2017 году. Представители Шотландской национальной партии присутствовали на нем в качестве наблюдателей. Центробежные тенденции в Шотландии лишний раз создают повод для финансируемых Россией постсоветских сепаратистских образований обосновывать право на существование, включая Абхазию, Южную Осетию, Приднестровье, "ДНР" и "ЛНР".
В канун референдума о независимости Шотландии в 2014 году заместитель министра иностранных дел сепаратистского образования Абхазия на территории Грузии Ираклий Хинтба выразил намерение установить с ней официальные отношения. В шотландском городе Килмарнок установлен мемориал в виде абхазского флага в честь погибших сепаратистов в грузино-абхазском конфликте начала 90-х годов. Даже в административном центре Абхазии городе Сухуми одна из улиц была названа Шотландской в 1995 году. РФ может использовать референдум о независимости Шотландии для оправдания аннексии Крыма.
Контраргументы евроскептиков
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй выступает против проведения второго референдума о независимости Шотландии. Еще в мае 2018-го она говорила, что сейчас для этого самое неподходящее время. Напомним, британский парламент вправе отменить любой законодательный акт шотландских депутатов, в том числе касающийся референдума. Без согласия Лондона шотландские сепаратисты не смогут официально организовать повторный референдум. Среди сторонников независимости бытует мнение, что если один из основных оппонентов Терезы Мэй консерватор-евроскептик Борис Джонсон станет следующим премьер-министром, то он пойдет им навстречу. Однако в 2014 году Джонсон поддерживал сторонников сохранения Шотландии в составе Великобритании и говорил, что независимость региона нанесет непоправимый ущерб королевству. Даже оппонент консерваторов, лидер Лейбористской партии Джереми Корбин скептически относится к идее второго референдума о независимости Шотландии, считая, что он не решит существующие проблемы региона, а породит новые.
Некорректно считать сторонниками членства в ЕС абсолютно всех приверженцев идеи независимости Шотландии. Сторонники Шотландской национальной партии есть среди 38% шотландцев, которые поддержали Brexit на референдуме 2016 года. По данным издания Herald Scotland, порядка 36% сторонников Шотландской национальной партии голосовали за выход Великобритании из ЕС. В частности, Brexit пользуется популярностью среди рыбаков и работников рыбной промышленности. Председатель Федерации рыбаков Шотландии Берти Армстронг утверждает, что выход из ЕС позволит шотландскому рыболовецкому флоту (5 тыс. судов) обеспечить разумное использование ресурсов в эксклюзивной экономической зоне Шотландии. Единая политика ЕС в сфере рыболовства дает европейским рыбакам квоты на вылов определенных пород рыбы в водах различных стран-членов Евросоюза. Шотландские воды богаты рыбными ресурсами и местным рыбакам не выгодно пускать на рынок конкурентов из других стран.
Не исключено, что повышенное внимание Стерджен к вопросу членства Шотландии в ЕС может оттолкнуть от нее отдельный слой сепаратистов. Не говоря о том, что инициативу Шотландской национальной партии не поддержат 27% местных консерваторов и 17% лейбористов, которые, согласно данным опроса Daily Record, голосовали за Brexit три года назад. Даже в период правления Салмонда шотландские отделения Консервативной, Лейбористской и Либерально-Демократической партии выступали категорически против проведения референдума о независимости.
Выход из международной организации и шотландский сепаратизм – абсолютно разные процессы. Вряд ли сторонники трехвекового союза с Англией изменят свою позицию только потому, что Соединенное Королевство перестанет быть членом ЕС. По крайней мере, с 1707-го по 1973 год, когда Великобритания присоединилась к Евросоюзу, Шотландия не поднимала вопрос о восстановлении независимости. В своей массе шотландцы – сторонники автономии, но не сепаратисты, и в продолжение 300 лет успешно находили компромиссы с англичанами, добивались большей самостоятельности. Возможно, удастся найти компромисс и на этот раз, не доводя дело до раздела Соединенного Королевства.