Избирательный подход. На парламентских выборах-2012 не будет за кого голосовать
Будущие парламентские выборы некстати для всех – избирателям не за кого голосовать, а основным фигурантам бюллетеня нечем завоевывать их симпатии
Во время президентских выборов в 2004 году, несмотря на весь драматизм ситуации, украинскому избирателю было куда легче сделать свой выбор, чем теперь. Выбирали фактически между "оранжевыми" и "бело-голубыми". Другими словами, "своими" и "чужими". Эта же мотивация по инерции продолжала работать, хоть и с нюансами, на парламентских выборах в 2006-м и 2007-м. Последний раз такая нехитрая формула сработала на президентских в 2010-м. Хотя уже тогда количество "протывсихов" начало настораживать.
Сейчас для избирателя все намного сложнее. "Свои" разочаровали — кого раньше, кого позже. А "чужие" своими так и не стали. Третьего варианта на горизонте особо не заметно. Ну не то чтобы совсем. Но пока претенденты на роль третьей силы выглядят неубедительно. Те, у кого есть хоть какой-то рейтинг, не пользуются большим доверием. Рейтинг тех, кто внушает какое-то доверие, хорошо виден только при помощи микроскопа.
Горячие головы призывают взять в руки вилы, но и те понимают, что 28 октября этого года им придется взять ручку и бюллетень
Затруднительная ситуация и у тех, кто, собственно, идет на выборы. Динамика рейтинга Партии регионов негативная и скоро может опуститься до минимального "ядерного" электората. Который, хоть и немаленький, но все равно недостаточен для партии власти, собирающейся эту власть удерживать. Вся надежда на мажоритарщиков. Но тут тоже незадача. Претендующие на победу в одномандатных округах личности, пусть даже лояльные к власти, не особо хотят с этой властью ассоциироваться. И это не только на западе или в центре. Даже на востоке и юге в торгах за поддержку админресурса на выборах потенциальные кандидаты также пытаются выбить себе роскошь баллотироваться как самовыдвиженцы. Пока это у них не очень получается, ведь Партии регионов после выборов тоже нужна убедительная статистика побед.
При этом рассчитывать на безответную верность депутата-мажоритарщика, пусть даже с партийным билетом ПР, в парламенте тоже особо не приходится. Депутат, избранный в округе, это не солдат партии, проведенный по списку. Количество его "хотелок" намного превышает те несчастные полмиллиона долларов США, которые якобы Игорь Рыбаков якобы предлагал якобы Роману Забзалюку. Тем более такой депутат очень тонко чувствует конъюнктуру текущего момента. Он с властью, пока та сильна. Как только власть дает слабину, кругооборот "тушек" в парламенте включается в обратном направлении.
С другой стороны, у Партии регионов еще одна проблема: на фоне ее падающего рейтинга к былой форме возвращаются коммунисты. "Красный" электорат, когда-то испугавшийся "оранжевой чумы" и перешедший в лагерь "бело-голубых", сейчас возвращается на исходные позиции. Поэтому в некоторых областях и округах мы станем свидетелями захватывающей схватки партнеров по властной коалиции, как в списках, так и на мажоритарке.
Казалось бы, идеальное время для оппозиции. Грех не воспользоваться. Но та занимается любимым делом — "узгоджує" единых кандидатов. В этом процессе оппозицию всегда увлекал собственно процесс. Безусловно, в отдельных безнадежных округах появится единый кандидат от оппозиции, который ринется в бой с представителями "режима" с обреченной отчаянностью камикадзе. Но в тех областях, где оппозиционные партии пользуются хоть какой-то популярностью, "узгоджених" кандидатов будет по 2–3 на округ. Одних "узгодять" "Фронт змін" и "Батьківщина", других — Виталий Кличко с Анатолием Гриценко, а третьих "Свобода" "узгодить" сама с собой. И это все в рамках Комитета сопротивления диктатуре.
Украинский избиратель сейчас как никогда дезориентирован и стоит на распутье, хрестоматийно почесывая затылок. Почти половина населения не знает, за кого голосовать, или готова голосовать "против всех", хотя новое законодательство лишило и этой маленькой радости. Более горячие головы призывают взять в руки вилы, но и те понимают, что 28 октября этого года им придется как максимум взять ручку и бюллетень.
А там, смотри, рука хоть и дрогнет, но поставит заветный крестик. Кто-то вспомнит красивое лицо с билборда, у кого-то во рту еще останется послевкусие от съеденной бесплатной гречки, кто-то будет бредить Евросоюзом, а кто-то тихо ностальгировать о союзе советских республик. Социологи уже не первый раз фиксируют парадокс: украинцы политикам не верят, но на выборы ходят исправно. Вот и сейчас явка прогнозируется не ниже 65 процентов.
Хотя всем также очевидно, что кто бы ни создал парламентское большинство после выборов, его конструкция будет шаткой, как карточный небоскреб. Ведь на следующий день после присяги народных избранников начнется, пусть неофициально, президентская кампания. И снова рука потянется чесать затылок.
Александр Черненко, глава Комитета избирателей Украины