Убийца Газпрома. Что принесет Украине сланцевый газ
Пока наши чиновники придумывают, чего бы отдать России за дешевый газ, мировой рынок топлива оказался на пороге революционных изменений. Сланцевый и сжиженный газ в ближайшие годы превратят Украину в главного клиента Газпрома. Клиент всегда прав?
Клиент всегда не прав - если судить по 19-летним успехам украинских политиков на газовых переговорах с россиянами. Вот и сегодня многие рады очередному "прорыву" - новой цене на газ, которой президент России Дмитрий Медведев, приехавший сегодня в Украину, одарил официальный Киев.
Глобальная сланцевая революция
Между тем, итоги работы газодобывающей отрасли в США за 2009 год свидетельствуют о кардинальных изменениях на мировом рынке топлива. Рост добычи сланцевого газа позволил Соединенным Штатам отказаться от импорта сжиженного газа и обойти Россию по валовой добыче.
Украина располагает ресурсами углеводородов из сланцевых месторождений, но наши технологические и финансовые трудности не дадут добраться до сланцевого газа ранее, чем лет через семь. А вот воспользоваться новой ситуацией Киев, при желании, может значительно раньше.
Инвестируют в новую отрасль британская BP и итальянская Eni (партнер "Газпрома" по Южному потоку, кстати). Специалисты европейских компаний работают в США, и в ближайшем будущем будут использовать приобретенный за океаном опыт для разработки месторождений в ЕС. Сами американские нефтегазовые гиганты также интересуются сланцевыми залежами на территории Польши, Швеции и Германии. Разведочное бурение уже ведется в Германии и Венгрии, в Польше активнее других ведет себя ConocoPhilips - ее работы пока на этапе сейсморазведки.
Северный поток Газпрома может пойти на дно
К началу нынешнего столетия технологии добычи и новые материалы позволили эффективно бурить горизонтальные скважины на сланцевых месторождениях, а также увеличить отдачу недр благодаря методу гидроразрыва пластов. Такой метод уже применяют и в Украине при добыче нефти. Особенностью добычи сланцевого газа является короткий период продуктивной эксплуатации: если традиционная газовая скважина продуктивна 10-15 лет, то срок работы аналогичной со сланцевым газом - в три-четыре раза меньше. Кроме того, из-за особенностей залегания необходимо постоянно бурить новые скважины. Это дает основания скептикам усомниться в декларируемой компаниями себестоимости добычи сланцевого газа. По одним оценкам она составляет 90 – 100 долл за тыс. кубометров, по другим – 120 – 160 долл. Есть и версия, по которой стоимость добычи достигает 220 долл за 1 тыс. кубометров. Возможно, сланцевый газ и не похоронит "Газпром". Но лишит его монополии в Европе и потопит проекты газопроводов в обход Украины (Северный и Южный поток) - вполне. Например, даже при себестоимости сланцевого газа в 220 долл разработка Штокмановского месторождения на российском шельфе Баренцева моря становится экономически бессмысленной. А ведь именно Штокман является основной ресурсной базой для Северного потока. Добыча сланцевого газа в Европе, которая может стартовать в ближайшие год-два, сделает весьма туманными финансовые перспективы освоения Штокмана. Министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев уже высказался насчет сланцевого газа: это проблема для России и "Газпрома".
Есть и еще один эффект резкого роста добычи сланцевого газа: в США и на мировом рынке возник излишек сжиженного природного газа (СПГ), который поставляется танкерами по морю. Он является реальной альтернативой российскому трубопроводному сырью. Избыток СПГ ставит под сомнение не только европейский проект Набукко, но и российский Южный поток.
Украинский интерес
Время сейчас работает на Украину. Финансовые риски Северного и Южного потоков сохранят интерес к украинской газотранспортной системе и у российских поставщиков, и у европейских потребителей. Падение спроса на российский газ в Европе вследствие сланцевых и сжиженных альтернатив неизбежно. Уже сейчас тональность Москвы на переговорах с европейскими покупателями российского газа изменилась - "Газпром" вынужден прислушиваться к требованиям европейских партнеров. Они уже добились права покупать 10-15% объемов по ценам спотового рынка, которые в 1,5 раза ниже цены долгосрочных контрактов.
Нынешние многочисленные заявления высших должностных лиц в Киеве о титанических усилиях по снижению цены российского газа выглядят бессмысленными: в это же время европейские компании договариваются с "Газпромом" об изменении принципов отношений покупателей и продавцов на рынке газа. Да, в Украине нет терминалов, позволяющих принимать сжиженный газ из Катара. У нас пока не добыто ни одного кубометра сланцевого газа, который мог бы стать альтернативой российскому. (По мнению бывшего специального уполномоченного президента Украины по энергетическим вопросам Богдана Соколовского, Украина сможет начать такую добычу не раньше чем через 5-7 лет). Однако на мировом рынке происходят тектонические сдвиги – трубопроводные поставки газа уже не могут служить инструментом политического и экономического шантажа. Эра диктата поставщиков энергоресурсов в Европе на наших глазах уходит в небытие.
Пока украинские чиновники вместо того, чтобы присоединиться к "европейскому фронту" потребителей газа, выказывают всяческую готовность в обмен на снижение цены пустить Москву к стратегическим отраслям и объектам - газовым хранилищам, атомной энергетике, гидрогенерации. Есть основания предполагать, что нынешняя правительственная команда не будет спешить с освоением отечественных месторождений сланцевого газа. Железный аргумент всегда под рукой - защита окружающей среды. Ведь добыча газа из сланцевых месторождений требует отведения под промыслы значительных площадей, а кроме того - закачки в недра химических растворов.
Нельзя исключать и прямой игры чиновников на чужой стороне - передачи права на разведку и разработку украинских сланцевых месторождений Газпрому или частной российской компании.
Ближайшие события на газовом рынке покажут, способно ли руководство страны видеть чуть дальше рамок одного бюджетного года.
Анвар Караманоглу, для focus.ua