Нетихий океан: как разворачивается борьба между Австралией и Китаем
Южная часть Тихого океана приобретает все большее значение по мере нарастания глобального соперничества между Китаем с одной стороны и США и союзниками (Австралия, Новая Зеландия, Япония) – с другой. Основной интерес ключевых игроков касается Океании. На кону — колоссальные биоресурсы, сырье и важные судоходные коммуникации.
Традиционно под Океанией понимается группа островов южной части Тихого океана: 11 суверенных государств и 10 несамоуправляющихся территорий Великобритании, Франции, США и Новой Зеландии. Условно Океания разделяется на Микронезию, Меланезию и Полинезию.
Большинство островных государств региона в силу небольших размеров, зависимой от внешних факторов экономики, незначительного политического влияния не способны самостоятельно справляться со многими региональными проблемами. К таковым относятся, прежде всего, удаленное географическое расположение от ключевых мировых центров силы, слаборазвитая инфраструктура, изменение климата и стихийные бедствия, низкий уровень жизни – более 20% населения региона не может обеспечить себя базовыми потребностями для существования.
Усиление внимания к Океании обусловлено целым рядом факторов. Здесь находятся значительные рыбные ресурсы, крупные залежи полезных ископаемых, месторождения энергоресурсов, цветных и редкоземельных металлов. Во французской Новой Каледонии, например, сосредоточено 25% мировых запасов никеля.
Особое значение имеют судоходные пути, связывающие Северную и Южную Америку, с одной стороны, и Восточную Азию с Австралией – с другой. Контроль над этими пространствами открывает стратегически важный выход к Гавайским островам, Австралии, Японии, Филиппинам. Таким образом, на кону колоссальные биоресурсы, сырье и важные судоходные коммуникации.
Основная борьба за влияние сейчас разворачивается между Австралией и Китаем. Австралия, претендент на лидерство в Океании, рассматривает этот субрегион – южную часть Тихого океана – как зону своих исключительных интересов. Потому и обеспокоена увеличивающимся присутствием Китая в этих водах, а Пекин в последние годы делает это последовательно.
Три основных интереса Китая в Южных водах Тихого океана
- Во-первых, военно-стратегический интерес.
Поставив перед собой задачу стать доминирующей военно-морской державой в рамках первой и второй цепи островов, Пекин уже в начале 2010-х гг. задумался о том, чтобы расширить свое влияние и на третью цепь, проходящую через страны региона ЮТО (Южные воды Тихого океана).
Примером служат переговоры КНР с Фиджи, Вануату и Папуа-Новой Гвинеей о размещении своих военных баз на территории этих стран. Фиджи, Вануату и Папуа-Новая Гвинея — это ближайшие к восточным берегам Австралии крупные независимые государства, которые обладают первостепенной стратегической и геополитической значимостью для оборонной политики Австралии. Таким образом, базы на территории этих государств были бы китайскими форпостами недалеко от восточных берегов Пятого континента, но помимо этого, также поблизости Гавайев и Гуама – ключевых тихоокеанских оборонных пунктов США, главного союзника Австралии (всего в ЮТО расположено девять американских баз).
Австралия, Новая Зеландия и США полагают, что развитие Китаем инфраструктуры на территории островных государств Тихого океана в конечном итоге приведет к тому, что эти объекты будут использоваться как объекты военного назначения, благодаря которым Поднебесная сможет блокировать линии морских коммуникаций и продолжать увеличивать военный потенциал в ЮТО.
Особое беспокойство вызвало соглашение между КНР и Соломоновыми островами, заключенное в марте этого года. Соглашение позволяет КНР размещать на Соломоновых островах силы для защиты китайских граждан, диаспоры и китайских инфраструктурных проектов на территории островов. Согласно документу, Соломоновы острова могут потребовать от КНР направить полицию, военнослужащих и т.д.
Договор произвел впечатление, что Соломоновы острова в перспективе могут превратиться в китайскую военно-морскую базу. Расстояние от островов до северо-восточного побережья Австралии составляет около 2 тыс. км, и в случае размещения на них китайских систем ПВО и ПРО, противолодочной авиации, а также базирования у берегов флота теоретически ставит под угрозу деятельность AUKUS.
Правительство Соломоновых островов заверило своих партнеров, что они не планируют строительство на своей территории военно-морской базы КНР.
Океания представляется для Китая стратегически выгодным пунктом мониторинга деятельности вооруженных сил Австралии, США и других игроков региона, включая Индию и Японию. Хотя никакой именно военной стратегии у Китая, как кажется, в регионе нет. Для китайских ВМС ЮТО все еще остается слишком отдаленным от материковой части для того, чтобы проводить там какие-либо масштабные маневры. В стратегическом плане внимание Китая сосредоточено на обеспечении безопасности путей транспортировки энергоресурсов и на сохранении статус-кво в Тайваньском проливе.
- Во-вторых, экономические соображения.
В общем и целом, активность Пекина в регионе объясняется также и стремлением к расширению рынков сбыта промышленной продукции, а также диверсификации источников природных ресурсов. Например, Папуа-Новая Гвинея богата природным газом и другими природными ресурсами. Промышленность составляет 37% ВВП – это добыча и переработка нефти, добыча золота, серебра, медной руды. Потому, экономическое присутствие Пекина в Океании остается неравномерным.
Основной объем торговли и инвестиций по-прежнему сосредоточивается там, где добывается сырье, хотя объемы инвестиций стабильно растут. За последние 10 лет Китай инвестировал в регион около $1,7 млрд и стал третьи донором после Австралии и Новой Зеландии. Вместе с тем, отдаленность островных стран от ключевых мировых рынков и центров торговли вдобавок к небольшим размерам внутреннего рынка, ограниченность ряда природных ресурсов и зависимость от импортируемых энергоресурсов – все это затрудняет развитие их экономики, а потому страны Океании вынуждены опираться на поддержку основных региональных лидеров.
Для ЮТО исключительно важна экологическая повестка. Из-за т.н. "тихоокеанского вулканического огненного кольца" различные природные катаклизмы, наподобие землетрясений, цунами — совершенно обыденные явления. Соответственно, вопросы изменения климата и ликвидации последствий природных катастроф — важный приоритет для государств Океании, потому как последствия климатических изменений, например, повышение уровня моря и изменение графика выпадения осадков способно привести к затоплению значительной территории малых островов ЮТО, а загрязнение окружающей среды скажется на путях миграции промысловых рыб. Тем самым будет подорвана сама основа функционирования экономик малых стран ЮТО.
Китай как раз предлагает сотрудничество в этой сфере и вкладывается, главным образом, в инфраструктурное строительство, т.е. долгосрочные проекты. При этом Пекин не выдвигает политических требований по типу соблюдения основ демократии, прав человека и т.д., то есть того, что обычно требуют западные государства. К тому же Китай не заинтересован в прозрачной отчетности об использовании предоставленных инвестиций, что тоже отличается от западного подхода.
- В обмен на инвестиции Китай получает бонус в виде голосов в ООН.
Это также приносит очки в игре против Тайваня, который также активно спонсирует островные государства в обмен на дипломатическое признание. А это третий интерес – дипломатическо-репутационный.
Четыре малых государства ЮТО, а это Маршалловы острова, Науру, Палау и Тувалу, признают Тайвань, а не КНР. Расширяя свое присутствие в ЮТО, Китай использует широкий арсенал политико-дипломатических и экономических средств, инвестируя в эти государства в обмен на отказ от дипотношений с Тайванем. Последняя победа – 2019 год. Тогда от Тайбэя отреклись Кирибати и Соломоновы острова.
Кроме того, Папуа-Новая Гвинея, а также Вануату оказывают дипломатическую поддержку КНР, в частности, в таких вопросах, как территориальные споры в Южно-Китайском море. Тайвань, однако, старается позиций не сдавать и тихоокеанские островные страны, таким образом, получают в значительных объемах экономическую и гуманитарную помощь от РК и КНР.
В конце мая Пекин объявил о дипломатическом турне по островным странам Океании китайского министра иностранных дел Ван И. В рамках этого турне министр посетил восемь государств: Соломоновы острова, Кирибати, Фиджи, Вануату, Самоа, Тонга, Папуа-Новую Гвинею и Восточный Тимор. Новость о турне была объявлена спустя несколько дней после парламентских выборов в Австралии, в результате которых победу одержали лейбористы. Новый премьер Энтони Альбанезе заявил о намерении вернуть Канберре статус регионального лидера и утраченный среди океанических государств авторитет.
Новоназначенная министр иностранных дел Пенни Вонг признала, что предыдущее либеральное правительство "пренебрегало своей ответственностью" и невнимательно относилось к ключевым вопросам региональной повестки и заверила, что отныне Канберра будет более активно вовлечена в решение проблем "тихоокеанской семьи". Реализацией этих заявлений стали визиты Вонг на Фиджи, Самоа и Тонга, который происходили одновременно с турне Ван И. Это стало ярким показателем того, что между Австралией и Китаем начинается новый этап борьбы за региональное лидерство.
Ван И, пребывая на Фиджи присутствовал на 2-й встрече министров иностранных дел и островных государств Тихого океана. Во время встречи Ван И предложил десяти странам Океании подписать соглашение, предусматривавшее сотрудничество в сфере обороны и безопасности.
Лидерство в Тихом океане: борьба за Южные воды
Попытка консолидировать островные государства и превратить их в некий прокитайский лагерь обернулась неудачей. В части, широкой общественности стало доступно письмо от президента Федеративных Штатов Микронезии Дэвида Пануэло, в котором он призывал своих "тихоокеанских братьев и сестер" не заключать никакого пакта с Поднебесной. Он призвал не поддаваться влиянию Поднебесной, так как подписание документов изменит расстановку сил и судьбу всех стран, которые окажутся в зависимости от китайской стороны, что уничтожит их суверенитет.
Малые государства Тихого океана пытаются балансировать между ключевыми игроками региона, как КНР, так и Австралией. Цель состоит в том, чтобы получить новые ресурсы для дальнейшего развития и модернизации. Для этого важно сохранять отношения с Австралией, которая, кажется, настроена весьма решительно, чтобы вернуть былые позиции регионального лидера. Так что, турне однозначно не является победой для Пекина. Ван И закрепил уже существующее партнерство с дружескими странами, но привлечь новых союзников не удалось. По итогам турне можно сделать вывод, что в активе у Китая четыре островных государства Тихого океана: Соломоновы острова, Кирибати, Вануату и Восточный Тимор.
Канберра, Вашингтон и Веллингтон воспринимают рост влияния КНР на морских просторах южной части Тихого океана как угрозу статус-кво.
Австралия считает стабильность в ЮТО важнейшим аспектом своей национальной безопасности, что связано и с тем, что три из пяти основных морских торговых маршрутов Австралии проходят через Тихий океан, на них приходится около 45% австралийского морского экспорта. Попытка нарушить существующий статус-кво ощутимо ударит по экономике страны (при том, что основным торговым партнером Австралии является Китай). Поэтому новое лейбористское правительство будет уделять большее внимание региональной безопасности.
Австралия будет и дальше работать над решениями региональных проблем через Программу помощи Тихоокеанскому региону, которая предусматривает привлечение трудовых мигрантов, развитие сферы туризма, обеспечение финансовой и технической помощи для решения проблем, связанных с изменением климата и природными катастрофами. Об этом неоднократно заявляла и Пенни Вонг, например, во время своего недавнего визита на Самоа и Тонгу.
Вместе с тем, некоторые малые острова Тихого океана воспринимают Австралию как "заместителя шерифа" в регионе, как государство, подконтрольное США. Из-за этого снижается авторитет Канберры и уровень доверия среди региональных государств. Потому новому правительству Энтони Альбанезе предстоит серьезная работа по проведению ребрендинга страны и взвешенная стратегия для того, чтобы вернуть лидерские позиции.