После президентских выборов крупные украинские бизнесмены разделились на три группы: неприкасаемых, условно неприкасаемых и потенциальных жертв
Недавно в Кабинете министров первый вице-премьер Андрей Клюев в одном из частных разговоров, когда обсуждалась судьба Фонда госимущества, якобы произнес: "Мы же не можем отказать Григоришину". Через несколько дней на пост главы Фонда по квоте коммунистов был назначен Александр Рябченко. По такой схеме получили назначения во многие органы власти представители почти всех финансово-промышленных групп. А бизнесмены, приходившие в ночь второго тура выборов в гостиницу "Интерконтиненталь" к Виктору Януковичу с поздравлениями, рассчитывают на экономические дивиденды от поддержки нового президента.
На орбитах
Первым итогом минувших выборов для крупного бизнеса стало предварительное размежевание сфер политического влияния украинских олигархов. Их можно разделить на неприкасаемых, условно неприкасаемых и тех, чьим интересам что-то угрожает.
– Ближе всех к власти и Януковичу сейчас группа "РосУкрЭнерго" Фирташа – Бойко – Левочкина, – утверждает политолог Вадим Карасев. – Реставрацией своего влияния эта группа во многом обязана позиции Дмитрия Медведева и Константина Чуйченко (бывший исполнительный директор "РосУкрЭнерго", нынешний глава Контрольного управления президента РФ. – Фокус). Януковичу надо вытаскивать страну из долговой ямы. Кредиты проели, новые под вопросом, остается только дешевый газ. Любой ценой.
На ближайшей к президенту орбите по-прежнему вращается и группа Рината Ахметова.
– Несмотря на весьма сложные отношения с Януковичем и на то, что Ахметова обделили при распределении постов, ему, конечно же, ничего не угрожает, – говорит источник Фокуса, близкий к Партии регионов. – В принципе, группе отдали на откуп вопросы Евро-2012, и теперь Колесников с Ахметовым будут заинтересованы в том, чтобы провести чемпионат на достойном уровне, а после 2012 года и перевыборов они уже начнут думать, как выстраивать взаимоотношения с уже совершенно другим Кабмином.
К условно неприкосновенным можно отнести Константина Григоришина, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука и Василия Хмельницкого. Они находятся на орбите Виктора Януковича не традиционно, а ситуативно. Например, Григоришин и Хмельницкий закрепились при новой власти благодаря коалиционному сотрудничеству: они в безопасности до того момента, пока коммунисты (входящие в сферу влияния Григоришина) и Блок Литвина (влияние Хмельницкого) будут голосовать так, как потребуется регионалам. Игорь Коломойский о будущем своего бизнеса договорился лично с президентом, а о гарантиях для Виктора Пинчука замолвил слово, по данным Фокуса, его тесть Леонид Кучма.
– Сейчас между ключевыми игроками крупного бизнеса идет процесс притирки, ведутся определенные переговоры, – рассказал Фокусу народный депутат от Партии регионов Василий Грицак. – Мозговые центры крупнейших финансовых групп получили указание помогать правительству выходить из кризиса.
Остальной бизнес, крупный и не очень, активно поддерживавший Тимошенко на выборах или не участвовавший в борьбе за победу Януковича, пока занесен новой властью в группу недружественных. Четких договоренностей о безопасности нет, а значит, если дело дойдет до новых корпоративных войн, эти люди могут пасть первыми. По сведениям источников Фокуса, речь идет о Константине Жеваго, братьях Суркисах, Андрее Веревском и братьях Губских.
"Пока все хорошо"
– Чувствуя нависшую угрозу, близкие к БЮТ бизнесмены не сидят на месте и пытаются договориться с регионалами. "У них есть несколько групп, которые постоянно поддерживают контакт и общаются с Партией регионов. Сейчас некоторые бизнесмены из БЮТ рассчитывают на постоянный контакт с Ахметовым – они понимают, что он не очень доволен тем, как Янукович выстраивает свою власть, и видят в миллиардере союзника, – в один голос утверждают сразу несколько источников Фокуса.
Сами регионалы к бютовцам-бизнеменам относятся снисходительно.
– Я уверен, что бизнес из окружения Тимошенко будет действовать прагматично, чтобы сберечь и приумножить свой капитал, – отмечает Василий Грицак. – Эти бютовцы постараются приблизиться к правительству и президенту. Я не верю в то, что Губский, Жеваго и другие, кто был рядом с Тимошенко, могут сегодня открыто финансировать и поддерживать оппозицию.
Уверены в том, что не стоит ожидать новой волны перераспределения собственности, и в БЮТ. "Поскольку крупный капитал влияет и на большую политику, основные бизнес-группы давно договорились между собой и зафиксировали взаимные гарантии, чтобы сохранить статус-кво в случае любого варианта власти, – уверен нардеп Святослав Олийнык. – Все бизнес-элиты стремятся наладить хорошие отношения с властью. Так было и при Кучме, и при Ющенко, так будет и при Януковиче". И добавляет: "Не будет в Украине своего Ходорковского".
В том, что украинскому крупному бизнесу, скорее всего, не грозят серьезные потрясения, уверен и Константин Григоришин. "У меня пока все хорошо", – сообщил он Фокусу.
Бизнес-группы риска
Как показал системный конфликт между Юлией Тимошенко и Дмитрием Фирташем, у бизнесмена почти не остается шансов на сохранение бизнеса, если против него начинает работать вся вертикаль власти. Именно так год назад Тимошенко, пользуясь внешнеполитическими контактами, влиянием на силовые структуры, таможню, Минпромполитики и "Нафтогаз", едва не уничтожила весь бизнес Фирташа. Поэтому судьба предприятий и их владельцев напрямую зависит от действий Виктора Януковича. Но претендовать на роль Кучмы, когда президент выступает модератором клановых интересов, Янукович сможет только в том случае, если расширит официальные полномочия и не пойдет на поводу интересов одной бизнес-группы (например, группы Фирташа), настроив против себя другие.
Пока же, по словам источников Фокуса, Януковича подталкивают к тому, чтобы удовлетворить аппетиты сторонников отъемом чужой собственности. Под раздачу при таком сценарии могут попасть предприятия бизнесменов из упомянутой группы риска. Например, мишенями атаки уже стали братья Суркисы: на прошлой неделе Александр Ярославский призвал Григория Суркиса или продать "Динамо", или покинуть пост главы ФФУ, с аналогичным предложением выступил и президент клуба "Заря" Евгений Геллер (близкий к Ахметову).
Кроме того, непреодолимым препятствием на пути выстраивания сбалансированных отношений между властью и бизнесом может стать бюджетный кризис. Единственным способом закрыть бюджетную дыру остается приватизация госсобственности или перепродажа собственности, уже кому-то принадлежащей. Как уже писал Фокус (см. №14), главными претендентами на многие украинские предприятия могут выступить российские компании. При реализации этого сценария пострадают в первую очередь интересы двух игроков – Игоря Коломойского и Константина Григоришина. Если до реприватизации не дойдет, активы, на которые претендуют "Приват" и "Энергостандарт", например Одесский припортовый завод, могут быть отданы россиянам. Но тогда появляется и серьезный риск для Януковича: если президент будет бороться с кризисом способами, предполагающими передел собственности, то очень скоро могут начаться новые финансовые вливания в поверженную оппозицию.
Сферы экономики, которым грозит передел
Корпоративные конфликты в Украине никогда не прекращались. В периоды смены власти некоторые из них вспыхивают с новой силой
Нефтегазовая сфера. Усиление группы "РосУкрЭнерго" привело к тому, что из "Нафтогаза" были уволены топ-менеджеры, близкие к группе "Приват". Пока приватовцам удалось добиться контроля над государственной "Укрнафтой" и при помощи "Нафтогаза" взять под контроль украинско-татарское предприятие "Укртатнефть". По данным Фокуса, ущемление позиций "Татнефти" не устраивает Кремль, который может начать давление на Киев.
Энергетика. Часть украинских облэнерго контролируют группы Коломойского, Григоришина и Суркиса. Конфликт между ними был сглажен в начале 2010 года путем обмена спорными пакетами акций. Однако совместно Коломойский с Григоришиным еще присутствуют в трех облэнерго, что может спровоцировать противостояние. Кроме того, в 2008 году СКМ Ахметова удалось при поддержке Юлии Тимошенко окончательно взять под контроль Днепроблэнерго, ущемив таким образом интересы "Привата".
Металлургия. Самым громким конфликтом стала борьба за Никопольский завод ферросплавов между Виктором Пинчуком и Игорем Коломойским, в которой победу одержал "Приват".
Машиностроение. Одно из самых горячих предприятий отрасли – Харьковский государственный завод "Турбоатом". Владелец миноритарного пакета акций завода Константин Григоришин постоянно пытается взять предприятия под свой контроль, расставив на руководящие должности подконтрольный ему менеджмент. Но пока безуспешно. По сведениям Фокуса, в контроле над рядом машиностроительных предприятий (в том числе принадлежащих Григоришину) заинтересован "Газпром".
Сергей Высоцкий, Наталья Бублий, Фокус