Леонида Черновецкого не любят все больше киевлян. Но сейчас мэр в безопасности: политики ищут его расположения в преддверии президентской гонки
Что ни неделя, то новый митинг под стенами горадминистрации. Протестовать против роста тарифов, новых налогов и иных нововведений Леонида Черновецкого вместе со столичными оппозиционерами в лице БЮТ и Блока Кличко уже ходили перевозчики, врачи, предприниматели. И вообще, только 5,7% жителей столицы готовы вновь голосовать за Черновецкого-мэра, ссылается на результаты собственных исследований институт имени Горшенина. Когда верстался этот номер Фокуса, предприниматели опять собирались бунтовать против Черновецкого – по их словам, мэр не дает развиваться малому и среднему бизнесу.
Правда, мэра протестующие рисковали не застать на работе – уже несколько дней он находится в ежегодном 30-дневном отпуске (по официальным данным, лечится в Израиле). В распоряжении на этот счет особо отмечено, что отдых "согласован с президентом".
О том, что не только отдых мэра, но и его работа согласована с президентом, не говорил за это время только его ленивый оппонент.
Однако в последние дни противникам мэра могло показаться, что Банковая отвернулась от Черновецкого. Слухи об этом появились после того, как глава Секретариата президента Виктор Балога несколько недель назад начал открыто критиковать Черновецкого. Даже обратился в прокуратуру – после того как градоначальник в четвертый раз проигнорировал мораторий президента на повышение коммунальных тарифов.
В потоке взаимных упреков мэр обвинил главу СП в том, что он пичкает Виктора Ющенко дезинформацией. А Балога пригрозил Черновецкому отставкой "в случае дальнейшего игнорирования законов".
"Комментарии Черновецкого по поводу отмены решений местной власти подтвердили его своеобразные, заоблачные представления о том, как надо управлять столицей", – цитировала Балогу пресс-служба Секретариата.
Впечатление о том, что центральная власть решила всерьез заняться одиозным мэром, усилилось на прошлой неделе: в Раде под длинным названием была создана временная комиссия по вопросам расследования обстоятельств нарушения Конституции и законов должностными лицами Киевского городского совета и его исполнительного органа.
Без идиотов
Комиссия обещает, что предварительный отчет о проделанной работе будет готов в середине или к концу марта.
"Сейчас мы решаем организационные вопросы", – рассказал Фокусу глава комиссии, народный депутат от НУНС Кирилл Куликов, бывший глава украинского представительства Интерпола, проверенный соратник близкого к Юлии Тимошенко министра внутренних дел Юрия Луценко.
Он постоянно подчеркивает, что основная задача комиссии – "предотвратить всевозможные нарушения Конституции и закона со стороны киевских властей". Однако в словах этого последовательного борца с Черновецким не слышно энтузиазма. На вопрос о том, сумеют ли парламентарии добиться отставки Черновецкого, он отвечает достаточно резко: "Я не идиот, чтобы говорить о том, что мы добьемся перевыборов мэра". По его словам, максимум, на что будет способен парламент, это передать свидетельства о многочисленных нарушениях киевского мэра в прокуратуру.
Куликов, похоже, сам понимает всю тщетность борьбы с мэрскими ветряными мельницами. Ведь до этого в прокуратуре тонули все материалы, направленные против соратников Черновецкого, включая возбужденное уголовное дело о подкупе избирателей на выборах мэра в 2006 году.
А теперь – киевляне
Не уверены в том, что комиссия сумеет добиться отставки Черновецкого, и другие оппоненты мэра. "Гарантом безопасности Черновецкого выступает президент", – убежден народный депутат от БЮТ Владимир Бондаренко. Его слова подтверждает и близкий к Секретариату президента источник Фокуса: "Все антимэрские заявления из СП – это игры Балоги. У него сложились хорошие отношения с Олесем Довгим (секретарем горсовета. – Фокус), но с Черновецким как-то не срослось. Виктор Андреевич же может отправить Черновецкого в отставку с поста главы Киевской администрации, но он прекрасно понимает, что как глава Киевсовета Черновецкий все равно сохранит всю власть над городом. Поэтому Ющенко не нравится идея об отставке".
Весной прошлого года именно принципиальная позиция Виктора Ющенко не дала БЮТ провести через парламент закон о выборах киевского мэра в два тура. Тогда президент грозил наложить на закон вето.
Впрочем, Виктор Ющенко не единственный союзник Черновецкого. "Все дело в том, что в Киеве действует круговая порука", – рассказывает г-н Бондаренко. По его словам, мэр успешно сотрудничает со всеми политическими силами, когда дело касается земельных вопросов. Напомним, в прошлом и позапрошлом году в Киеве бушевал скандал, связанный со стремительным распределением на одной из сессий Киевсовета 429 гектаров столичной земли. Тогда в прессу попала информация о том, что земля была передана структурам, связанным с разными политиками. В том числе назывались ООО "Фирма "Сула", учредителем которой являлся брат президента Петр Ющенко, компания "Житлобуд", подконтрольная бютовцу Ивану Куровскому, а также компании, близкие к Виктору Пинзенику, Ивану Васюныку, Сергею Терехину. Кроме того, активную застройку в городе вел трест "Киевгорстрой-1 имени Загороднего", почетным президентом которого являлся депутат киевсовета от Партии регионов Алексей Омельяненко, близкий к другому регионалу – Василию Горбалю. "Только Генпрокуратура за время правления Черновецкого получила 50 земельных участков. Что это, как не покупка лояльности?" – вопрошает Владимир Бондаренко.
Земельные интересы партий и депутатов, конечно же, могут объяснить прочность позиции Черновецкого. Однако неоднозначные решения о землеотводах принимались в Киевсовете постоянно, что не мешало Юлии Тимошенко воевать за Киев и добиваться отставки Черновецкого.
Однако теперь премьер советует киевлянам самим позаботиться о смене городской власти: "Было бы важно, чтобы досрочные выборы инициировали сами киевляне. У них есть такое право – провести референдум. Верховная Рада обязательно на это откликнется и объявит досрочные выборы".
Таким образом, иных инициатив даже от оппозиционного БЮТ не поступало.
Как удалось выяснить Фокусу, настоящая причина стабильного положения мэра – грядущие президентские выборы, на которых Черновецкий будет удерживать в руках самый перспективный электоральный плацдарм.
Хорошая женщина
"В феврале Черновецкий начал вести переговоры с Тимошенко и Литвином об их поддержке. Это в какой-то мере и вызвало нервозность Банковой и Балоги. На прошлой неделе мэр встретился с Тимошенко и, фигурально выражаясь, окончательно зарыл топор войны", – рассказал Фокусу осведомленный источник, близкий к Секретариату президента. По словам источника, Черновецкий и Тимошенко заключили пакт о ненападении: мэр пообещал, что перестанет критиковать премьер-министра и не будет мешать ей проводить избирательную кампанию в Киеве. А ведь совсем недавно он называл премьера "нехорошей женщиной", метящей на его место.
Кроме того, по данным источника, в случае неудовлетворительных для Тимошенко результатов выборов она серьезно отрабатывает возможность проведения в Киеве второго Майдана. А для этого сценария потребуется если не полная поддержка, то хотя бы нейтралитет киевской власти. В ответ на невмешательство в ход избирательной кампании Черновецкий якобы получает гарантии того, что Тимошенко оставит попытки сместить его с должности.
И здесь интересы Тимошенко и мэра не расходятся – на борьбу с Черновецким ей пришлось бы потратить слишком много ресурсов, столь необходимых для собственной избирательной кампании.
Кроме того, по данным источников, мэр провел переговоры с Владимиром Литвином. "Речь шла о том, чтобы подстраховать себя со стороны парламента. Я не знаю, какое встречное предложение было сделано Литвину, но у него достаточно интересов в Киеве", – рассказал собеседник Фокуса.
Не слишком инициативная временная следственная комиссия парламента вписывается в эту схему в качестве кнута, удерживающего Черновецкого от резких движений. Что касается Виктора Ющенко, то его, по словам источника, переговоры мэра и Тимошенко не сильно волнуют: "Он прекрасно знает цену таким договоренностям и понимает, что в итоге Черновецкий все равно будет прогибаться под самого сильного". Однако не исключено, что подобный уговор с Тимошенко свидетельствует: мэр заранее понял, откуда эта сила исходит.