Разделы
Материалы

"Это 100% не агитация". Координатор "5 вопросов Зеленского" — о белых манишках и законности проекта

Марина Шашкова
Артем Гагарин

Фокус поговорил с руководителем авторской группы "Квартал 95" Артемом Гагариным, который стал спикером проекта "5 вопросов от президента", и попробовал узнать у него подробности того, как был организован опрос, во сколько он обойдется партии "Слуга народа" и зачем он был нужен.

Сегодня, 25 октября, украинцы голосуют на местных выборах. Кроме того, они могут принять участие во всеукраинском опросе, инициированном президентом Владимиром Зеленским.

Одним из организаторов "опроса от Зеленского" стал шоумен, руководитель авторской группы "Квартал 95" Артем Гагарин.Сам Артем Гагарин (настоящее имя Артем Михайличенко), который ранее в соцсетях опубликовал правила работы волонтеров, попросил называть его спикером и коммуникатором проекта "по части проведения самого опроса, по части контакта с интервьюерами, в части освещения результатов". Фокус поговорил со спикером проекта и попробовал узнать у него подробности того, как пройдет опрос, во сколько он обойдется партии и зачем он нужен.

Какие ваши главные обязанности?

— Мои обязанности поделены на несколько этапов. Это донесение до интервьюеров их обязанностей, правил, рекомендаций и всего такого.

Кто предложил вам этим заняться?

— С самого начала это была моя инициатива, чтобы как-то помочь в этом проекте, волонтером быть или как-то. Я сказал, предложил в партии, мне ответили: не вопрос, давай попробуем тебя как-то по-другому использовать. Ты же медийный, коммуницируешь с людьми. В принципе, это моя работа, коммуникация с людьми, то, чем я занимался и занимаюсь. Дальше уже переключили на компанию, которая проводит соцопросы. И с ними я уже непосредственно контактировал. Партия же здесь выступает заказчиком.

То есть вы обратились в партию? Ни к президенту, ни к Кириллу Тимошенко, заместителю главы Офиса президента и инициатору опроса, например.

— Я никого из этих людей не знаю (смеется).

Это самая наглая ложь, которую я когда-либо слышала.

— Я почти никого из этих людей не знаю. Лирическое отступление. Я в Квартале 95 занимался и занимаюсь разными видео моментами. У нас все эти рэпы были со вставками, это у Ющенко была такая фраза когда-то "я почти никого из этих людей не знаю". Она очень подходит по жизни.

Ок. Сколько вам платят?

— Хочу сразу сказать, что это не о финансах история.

Это все понятно, но сколько вам платят?

— Есть договор. Сумма довольно символическая. Это намного меньше, чем мой какой-то обычный гонорар за проведение ивентов. И я уже для себя решил, что деньги переведу куда-то, в благотворительность какую-то.

Больше $1000?

— Нет. Это символическая плата. Но я работаю не за зарплату.

Вам платит партия, правильно?

— Оплата по договору проходит. У меня договор. Не могу раскрыть подробности.

Хорошо. Вы считаете этот опрос законным, учитывая, что в Конституции в списке полномочий президента нет проведение и оглашение опросов?

— Все по закону. Наш основной приоритет. У нас есть три приоритета в работе. Это — законность, безопасность и честность. Законность — это все по закону, все соблюдено, ничего не нарушаем. Безопасность — имеется в виду безопасность людей в рамках ковида и всего остального, и защита интервьюеров от всевозможных провокаций. Честность — это честность подсчета результатов. Ну, и честность перед собой и перед, собственно, людьми, перед народом Украины.

Если в будущем суд признает незаконным данное мероприятие, вы готовы понести наказание?

— В любом случае за все содеянное, если оно не в рамках закона, люди несут наказание.

То есть вы готовы?

— Смотрите, я еще раз говорю: все по закону.

Какая социологическая компания занимается опросом?

— Это надо спрашивать у представителей социологической компании.

Вы не знаете, с кем сотрудничаете?

— У меня есть договор о неразглашении информации. Даже то, что я сейчас наговорил, немного выходит за рамки...

Президент и его команда неоднократно жаловались на то, что социологи у нас ангажированные и подают неправильные результаты. Тогда почему они обратились к ним за помощью?

— Смотрите, первое, я не президент, хоть Владимир Александрович и говорил, что каждый из нас президент. Я не представитель его команды. Я не представитель партии, я не являюсь ни членом, ни кандидатом. Я — Артем Гагарин, который помогает в данной ситуации, поэтому комментировать их заявления считаю не совсем правильным, этичным.

Вы лично считаете социологов ангажированными?

— Знаете, я не привык жить стереотипами.

Давайте просто: да или нет?

— А я не могу сказать да или нет. Потому что есть ангажированные, есть не ангажированные компании.

Сколько вы наняли волонтеров?

— Лично я? Ни одного.

Но вы ведь знаете, сколько человек работает сегодня.

— Смотрите. Лично я — ни одного. Нанимала волонтеров компания, которая проводит этот соцопрос. Я коммуницирую. Я опубликовал в "Фейсбуке" форму, которая нужна для набора волонтеров.
Задача была найти волонтеров на как можно больше участков. Но мы все адекватные люди. Понимали, что 100% не получится покрыть. Но по-максимуму старались. В Киеве это по 2 человека на участок. В других городах и селах это по 1 человеку.

Какой средний возраст волонтеров?

— Смотрите, нет никаких ограничений.

То есть есть несовершеннолетние?

— Да вы что, с ума сошли?

Вы же сказали, что нет ограничений.

— Я думал вы имеете в виду молодежь или стариков.

В анкете волонтерам не нужно было указывать возраст.

— Вам я могу сказать. Не все волонтеры, которые подавали анкеты, прошли. Не все.

То есть было еще дополнительное собеседование с ними?

— Естественно. Даже простое интервью на адекватность.

Сколько платят волонтерам?

— Тоже конфиденциальная информация

Больше 1000 гривен? Меньше?

— Я эту информацию могу неофициально озвучить. И хочу сказать, что сумма, которую озвучивали 1225 гривен не соответствует действительности. И все подсчеты того, во сколько обойдется весь опрос, они все заведомо неграмотные, потому что они учитывали, что возле каждого участка будет стоять по 2 человека. Не везде это так. Плюс они рассчитывали больше 29 тысяч участков, а их будет меньше, потому что естественно на специальных участках опрос не будет проводиться. Например, в тюрьмах и на временно оккупированных территориях.

Почему на манишках волонтеров упоминается президент? Разве это не агитация, которая проходит в день выборов?

— Агитация чего, скажите, пожалуйста?

Президента и его политсилы.

— Не знаю, что это такое. Президент участвует в выборах?

Участвует его партия, за которую он агитирует.

— Это не агитация. 100% не агитация. Даже вот манишки - их сделали черно-белыми. Они нейтральные. У наших волонтеров есть четкие нормы, правила, рекомендации. Они просто интервьюеры. Они не подсказывают, они не высказывают свое мнение.

Может ли человек дважды пройти опрос?

— Человек – интервьюер стоит лицом ко входу в избирательный участок, но он находится на выходе из избирательного участка. Он стоит и видит, кто заходит, кто выходит. Человек, подходя к нему, голосует, делает свой выбор сам. Сам пишет, сам опускает анкету в нашу коробку для голосования.

То есть вбросы могут быть?

— Ну, смотрите, мы не застрахованы. Это та погрешность, которая... А что, в социологии, которую проводит человек на выходе, я проголосовал, например, за Васю Пупкина, а вышел и сказал, что я за Гришу Юбкина.

Это другое. Здесь президент полагается на этот соцопрос и хочет в дальнейшем какие-то принимать решения на основании этого...

— Давайте так. Пройдет этот опрос, правильно? Компания социологическая, у которой "Слуга народа" заказала этот опрос, передаст результаты этого опроса партии. Партия уже будет как заказчик делать с этими вопросами то, что она посчитает нужным. Вообще, я точно не представляю, что и как, куда. Это их дело. Они заказывали, соцкомпания выполняла.

Еще три вопроса. Согласны ли вы, что идея проведения опроса — повысить явку на местных выборах?

— Нет, я считаю, что это повысит ответственность.

Вы читали Будапештский меморандум?

— Между "Дядя Федор, пес и кот" и "Войной и мир", да. Перечитывал. Я разбирался в этом вопросе и пытался понять, что имелось в виду. Но я не хочу обсуждать, что я поддерживаю, а что не поддерживаю. Это тайна. Поддерживаю, может быть, но как я проголосую — я не знаю.

Хорошо. Как вы относитесь к возможному созданию свободной экономической зоны на Донбассе?

— Еще раз говорю: давайте…

Что такое свободная экономическая зона?

— Не знаю. Не я составлял эти вопросы.

Так их будут задавать людям, знают ли они, что это такое?

— Так спросите у людей.

Их уже опрашивали, никто не знает, что это такое.

— Я не знаю, какие люди, какие опросы. Еще раз: я не буду отвечать на вопросы, связанные с вопросами в опросе, потому что я не считаю это правильным. Точно так же, как я сейчас не отвечу на вопрос, за кого я буду голосовать.

Напомним, Зеленский анонсировал проведение в день голосования на местных выборах 25 октября всенародного опроса, на котором гражданам будет предложено ответить на пять вопросов. Эти вопросы касаются введения пожизненного заключения за коррупцию в особо крупных масштабах, создания на Донбассе свободной экономической зоны, сокращения количества депутатов ВРУ до 300, легализации каннабиса в медицинских целях и права Украины использовать гарантии безопасности, определенных Будапештским меморандумом.

21 октября в "Слуге народа" рассказали, кто заплатит за 5 вопросов Зеленского.