Опасная игрушка Зеленского. Как СНБО превратился в активный политический инструмент президента
Санкции СНБО — это механизм, который позволяет главе государства резко усилить свое влияние. Но как долго Владимир Зеленский сможет решать политические вопросы через Совбез?
Февраль этого года запомнился резонансными решениями Совета национальной безопасности и обороны (СНБО): по его решению без суда и следствия заблокированы три украинских телеканала, принадлежащих народному депутату от "Оппозиционной платформы — За жизнь" Тарасу Козаку, заморожены другие его активы. Тогда принятие таких мер власть объяснила применением закона о санкциях, позволяющего вводить ограничения в отношении компаний и лиц, которых подозревают в причастности к террористической деятельности.
С того момента в санкционный список СНБО попали десятки нынешних и бывших украинских чиновников, политиков, бизнесменов, а само ведомство превратилось в действенный инструмент президента Владимира Зеленского, с помощью которого без лишней бюрократии можно принимать политические решения. Не в последнюю очередь — для поднятия своего рейтинга.
Кадровый отстойник или параллельное правительство
Конституция Украины гласит, что СНБО — это координационный орган, который контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны. Во главе ведомства стоит президент. Он формирует персональный состав СНБО, куда входят премьер-министр, министр обороны, глава Службы безопасности Украины (СБУ), министр внутренних дел, министр иностранных дел, другие представители центральных органов исполнительной власти и прочие лица по усмотрению гаранта.
Падение рейтинга президента вынудило его команду найти механизм, усиливающий влияние и статус своего патрона. Им стал СНБО
Золотой век СНБО пришелся на первые годы после его создания в 1996-м при секретаре ведомства Владимире Горбулине. Об этом Фокусу говорит политолог Владимир Фесенко. По его словам, Горбулин был близким другом тогдашнего президента Леонида Кучмы и выступал противовесом Администрации президента (АП) и другим сильным персонам в лице премьер-министра, главы СБУ, Минобороны, МВД.
"Горбулин не выпячивал себя, но был координатором и идеологом в работе СНБО, — рассказывает Фесенко. — Он выстраивал функциональную модель нацбезопасности, формируя курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию и поддержку баланса между Западом и Россией".
Третий президент Украины Виктор Ющенко пытался использовать СНБО как рычаг сдерживания растущего влияния тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко. Для этого на короткий период секретарем ведомства стал Петр Порошенко.
"Совбез использовали как параллельное правительство. Когда президенту не хотелось решать что-то через премьера и Кабмин, он делал это через СНБО", — вспоминает в беседе с Фокусом Богдан Бондаренко, специализирующийся на конституционном праве. В итоге амбиции Порошенко и постоянные конфликты президента с Тимошенко привели к отставке обоих.
Но в политической среде Совбез все же считается местом ссылки, "кадровым отстойником" для бывших высокопоставленных чиновников. К примеру, Виктор Янукович в такую "ссылку" однажды отправил бывшего вице-премьера Андрея Клюева, который в тот момент конкурировал с Сергеем Левочкиным за право руководить Администрацией президента.
Спорный механизм санкций
Особо ярко значимость Совбеза возросла при пятом президенте Петре Порошенко. Это произошло после того, как в 2014-м президент подписал закон, позволяющий использовать механизм введения экономических и других санкций в отношении граждан, деятельность которых представляет опасность национальным интересам Украины. Среди наиболее резонансных решений СНБО времен Порошенко — блокировка работы российских интернет-компаний на территории Украины, в том числе поисковика "Яндекса", соцсетей "ВКонтакте" и "Одноклассники".
Юристы считают, что закон о санкциях небезупречен. Несмотря на то, что прямо он не предусматривает возможности введения санкций против украинских граждан (в таком случае велика вероятность, что документ признали бы неконституционным), в нем есть размытая формулировка, позволяющая это делать: "Санкции могут применяться в отношении субъектов, осуществляющих террористическую деятельность".
"В Украине действовала презумпция невиновности, — говорит адвокат Кравец. — Сейчас же вместо того чтобы доказывать чью-то вину в рамках уголовного производства, команда президента Зеленского блокирует и объявляет на всю страну официальными указами президента тех или иных физических лиц преступниками".
В большинстве случаев санкции СНБО вводятся на основании секретных пояснительных записок СБУ. По этой причине успешно опротестовать решение Совбеза в суде чрезвычайно трудно, ведь многие секретные материалы дела не подлежат разглашению. Из-за этого подсанкционное лицо годами и зачастую безрезультатно ведет судебную волокиту, пытаясь понять, что легло в основу обвинений. Все это время у человека, в отношении которого введены санкции, нет возможности платить налоги, получать зарплату, распоряжаться своим имуществом.
Сверхполномочия СНБО
Причин, по которой Зеленский усилил позиции СНБО, множество. Среди них политологи, с которыми пообщался Фокус, отмечают падение рейтинга президента, осложнение социально-экономической ситуации в стране и даже то, что некоторые важные люди в окружении главы государства стали воспринимать его как слабого игрока. Чтобы это исправить, президентская команда искала механизм, резко усиливающий влияние и статус своего патрона. Им стали санкции — спорный с точки зрения правовой чистоты механизм, но адекватный психологии и темпераменту Зеленского, который не любит бюрократию и радуется эффектному, быстрому результату.
Чаще всего санкции СНБО вводятся на основании секретных материалов СБУ. Опротестовать санкции в суде трудно: секретные материалы не разглашаются
Первое такое решение СНБО о персональных санкциях в отношении народного депутата Козака (за поставки угля из ОРДЛО в Украину) и закрытие его телеканалов, аффилированных с Виктором Медведчуком, нардепом и кумом российского президента Владимира Путина, вызвало резонанс. Последовавшие за этим персональные санкции в отношении самого Медведчука и его супруги Оксаны Марченко разогрели общественность еще сильнее. Политологи заговорили, что случившееся — удар под дых самому Путину, а Зеленский тем самым дал отпор недоброжелателям, считающим его слабаком.
Последовали санкции и против бывших украинских чиновников и генералов времен Януковича, сбежавших в Россию. Под горячую руку главы государства попали также народные депутаты VI созыва ВР, голосовавшие в 2010 году за Харьковские соглашения, — по поручению СНБО Служба безопасности Украины проверит обстоятельства того голосования, определив, было это госизменой или нет.
Ярость Совбеза почувствовал и бизнес. Так, решено вернуть в госсобственность нефтепродуктопровод "ПрикарпатЗападтранс", предприятие "Мотор Сич", ввести санкции против ряда российских компаний, среди которых "Россотрудничество". Под раздачу попали и контрабандисты.
Также по инициативе Владимира Зеленского на базе СНБО открыли Центр противодействия дезинформации. Его руководитель Полина Лысенко уверяет, что ведомство не превратится в "министерство пропаганды", но будет бороться с фейковой и провокационной информацией, в том числе реагировать на манипуляции в СМИ и выносить по этому поводу предложения для СНБО.
Небывалая активность Совбеза, по словам Богдана Бондаренко, напоминает работу советского политбюро, принимающего решения, находящиеся в компетенции судебной и исполнительной власти.
"Сегодня, когда я слышу комментарии [секретаря СНБО] Алексея Данилова о том, что "мы вернем все то, что было украдено с 1991 года", мне это напоминает раскулачивание. И это страшно", — резюмирует Бондаренко. В таком случае подрывается механизм сдерживаний и противовесов ветвей власти.
Ждем судов
Такой популярности, как у нынешнего секретаря СНБО Данилова, не было ни у кого из его предшественников. В последние месяцы он стал едва ли не главным ньюсмейкером, хотя о его политических амбициях говорить сложно. Данилов — не самая харизматическая фигура, до своего назначения в круг политических тяжеловесов не входил. В своих интервью он часто подчеркивает, что работает на государство, а не на президентскую партию.
В политической среде Совбез считается местом ссылки, "кадровым отстойником" для бывших высокопоставленных чиновников
Вопрос в том, захочет ли он закрепить за собой статус самостоятельного игрока, и если да, то дадут ли ему это сделать. Однозначного ответа на эти вопросы нет. Все будет зависеть от того, как долго Владимир Зеленский собирается решать политические вопросы через СНБО.
Правомерность действий Совбеза покажет судебная практика Верховного Суда, в котором президенту придется доказывать, что введенные им решения Совбеза приняты в рамках закона. По этой причине политолог Владимир Фесенко советует президенту сбавить обороты и начать подкреплять решения СНБО уголовными производствами, расследованиями, судами.